Современная точка на карте рериховского Петербурга
История Петербурга

Современная точка на карте рериховского Петербурга

Опубликовано: 06 октября 2021 года

9 октября 1874 года в Петербурге родился Николай Константинович Рерих. Выдающийся русский художник, сценограф, общественный деятель, путешественник, писатель, философ, археолог — его творческая жизнь была насыщенной. Впрочем, как и жизнь всей замечательной семьи Рерихов.

Бесценное фамильное наследие сегодня хранится в Музее-институте семьи Рерихов. Об уникальном мемориальном музее рассказывают его сотрудники.


Как создавался Музей-институт семьи Рерихов

Музей расположен в сердце Санкт-Петербурга, на Васильевском острове. Именно здесь родился, а затем учился в Санкт-Петербургском университете и Императорской Академии художеств Николай Константинович Рерих.

Фото предоставлено музеем / Раздел экспозиции «Рерихи и Петербург» Музея-института семьи Рерихов

Уникальна история создания музея. Ядром его коллекции стало мемориальное собрание Степана Степановича Митусова, двоюродного брата Елены Ивановны Рерих. Он и его дочери, Людмила и Татьяна Митусовы, сохранили художественные произведения, архивы и личные вещи самого Николая Рериха и его круга в годы гражданской войны и блокады. Рерихи не смогли вернуться в Россию после октябрьского переворота, и именно на плечи Степана Степановича Митусова, а впоследствии — его средней дочери Людмилы — легла ответственность по сохранению рериховского наследия по созданию мемориального музея в родном городе выдающейся семьи.

В одном из писем к своим дочерям Степан Степанович писал Людмиле Степановне: «…на тебя ложится обязанность по исполнению части заветов Николая Константиновича в России».

Таким образом, наследие Рерихов сохранили именно Людмила Степановна и её младшая сестра Татьяна, — только они выжили из всей семьи в блокаду, пройдя её от первого до последнего дня и потеряв всю семью и мужей. Они оставались главными хранителями вплоть до приезда Юрия Николаевича в Россию в 1957 году. «Будет по-нашему!» — эта фраза Юрия Николаевича Рериха, обращённая к Людмиле Степановне, относилась к планам создания в Ленинграде музея Рерихов.

Фото предоставлено музеем / Раздел экспозиции «Мемориальная комната Л. С. Митусовой»

В конце 1990-х собралась группа универсантов — филологов, историков, математиков, физиков — людей, которые были увлечены рериховскими идеями, сохранением наследия этой семьи. Они объединились вокруг Людмилы Митусовой и митусовского мемориального собрания, и начали предпринимать попытки по созданию музея. При Санкт-Петербургском Государственном Университете был образован центр и разработан проект будущего музея. Весной-летом 2001 года проект получил одобрение Администрации Петербурга, а также ряда научных, культурных и общественных организаций города.

С 2001-го музей начал свое существование как негосударственный. Тогда ещё была жива Людмила Степановна Митусова, последняя из рода Митусовых, ближайших родственников Рерихов, в семье которых сохранялось наследие наших великих соотечественников. Дождавшись создания музея Рерихов, она ушла из жизни в 2004 году, месяц не дожив до своего 94-летия.

Здание музея

Инициаторов создания музея очень поддержала и губернатор города Валентина Ивановна Матвиенко, и Союз Музеев России, лично его президент Михаил Пиотровский. В 2003 году музею было передано здание на углу 18-ой линии Васильевского Острова и набережной лейтенанта Шмидта. А в 2007 году решением городского Правительства музей получил статус государственного.

Фото предоставлено музеем / Здание Музея-института семьи Рерихов, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1

Дом, бывший особняк академика и коллекционера Михаила Петровича Боткина, с которым Николая Рериха связывали годы творческого сотрудничества, был выбран не случайно. Здание, которое как раз освободил Василеостровский районный суд, функционирующий там с 1930-х годов, было в неплохом состоянии. Дом находится в черте «рериховского» Петербурга, так как располагается на Васильевском Острове. Особняк был построен в 1720-е годы по типовому проекту Ж.-Б. Леблона и Д. Трезини. На протяжении столетий дом перестраивался, но оригинальная конструкция ясно прочитывается и сегодня, декоративное оформление фасадов также восходит к началу XVIII столетия. Самые значительные работы по оформлению интерьеров проводились в 1880-е годы, когда владельцем особняка был Михаил Боткин. Декор выполнен в стиле неоренессанса и обращается к итальянскому Возрождению, поклонниками которого были Боткин и Рерих. Оказалось, что дом связан с фамилиями Репниных, Грошопфов, Боткиных. Михаил Петрович Боткин его сильно перестроил, добавил мастерскую. Именно о ней можно прочесть в воспоминаниях Николая Рериха, так как здесь художник бывал и даже работал.

Фото предоставлено музеем / Здание Музея-института семьи Рерихов, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1

Здание Музея-института семьи Рерихов, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1

В результате, уже в наше время, появился ещё один адрес на карте рериховского Петербурга. Практически сразу после передачи здания музею там начались ремонтные работы. Сотрудники музея дежурили по очереди, чтобы великолепные интерьеры дома не были разграблены мародёрами. Однажды удалось предотвратить попытку кражи: дежурная услышала шум на третьем этаже. Оказалось, что рабочие, которые что-то чинили в соседнем здании, взломали чердачную дверь, попытались украсть несколько компьютеров, а заодно прихватили и чугунную головку льва, украшавшую великолепный изразцовый камин. Но, после весьма жёстких переговоров с сотрудниками музея, вернули всё обратно. Музей принял первых посетителей в 2005 году.

Музей-институт семьи Рерихов сегодня

Уникальность музея — в широком круге рассматриваемых тем. Деятели культуры России, Запада и Востока, с которыми были связаны творческие и жизненные пути Рерихов и Боткиных, философские идеи и гражданская позиция сохранения культурного наследия, подарившая миру в 1935 году Пакт Рериха, первый международный договор о защите культурных ценностей и учреждений культуры в мирное и военное время — всё это даёт богатые возможности для исследователей и любителей искусства XIX—XX вв.еков.

Фото предоставлено музеем / Зал Музея-института семьи Рерихов

В музее прекрасно представлен петербургский период семьи Рерихов. Сыновья Николая и Елены Рерихов, Юрий и Святослав, передали сёстрам Митусовым материалы более позднего периода. Таким образом, постоянная экспозиция музея рассказывает о жизненном и творческом пути Рерихов и Митусовых.

Фото предоставлено музеем / Спектакль «Милосердие» по пьесе Н. Рериха

Фото представлено музеем / Экскурсия для юных посетителей Музея-института семьи Рерихов

Фото представлено музеем / Круглый стол «Права музеев — Пакт Рериха и Декларация прав культуры Лихачёва»

Широкая палитра тем даёт возможность проводить конференции «Рериховское наследие» и «Исторические Боткинские чтения», организовывать лекции и семинары, создавать выставочные проекты. В музее проводятся экскурсии, творческие занятия с детьми и специальные тематические игровые программы. Синтетичность творчества Рерихов, взаимодействие искусств XX века приводит к появлению новых форм. На основе архивного материала, хранящегося в музейном собрании, ставятся уникальные спектакли и снимаются фильмы.


Материал подготовили сотрудники Музея-института семьи Рерихов

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Памятная дата
10.07

Соборы Петра и Павла

Соборы Петра и Павла в Петербурге и его пригородах.

21.07

Александровская колонна: как знак побед, как вестник славы

25 июля 1832 года в Петербург была привезена Александровская колонна. Установить ее повелел Николай I в память о брате, императоре Александре I. Автор проекта Огюст Монферран.

Блокада Ленинграда
27.01

Блокадный подвиг Театра музыкальной комедии

Во время Блокады в Ленинграде продолжали идти концерты и спектакли.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

Рассказываем историю знаменитой Александринки.

225-летие Александра Пушкина
Реставрация
27.06

Как к юбилею Пушкина реставрировали Лицей и Дом станционного смотрителя

Смотреть все