Кроличья нора
Репортажи и рецензии

28 апреля 2023 года

Кроличья нора

Сцена из спектакля «Отрочество». Фото: Стас Левшин.
Нет ничего на свете, из чего нельзя было бы сделать вывод. 

Надо только знать, как взяться за дело.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

На творческой Лаборатории Театра Наций 2015 года в Ясной поляне режиссер Иван Орлов вместе с художником Никитой Афанасьевым сделали театральный эскиз по инсценировке повести Л.Н. Толстого «Отрочество». Спустя восемь лет режиссер и художник преобразили яснополянский «эскиз на пленэре» в спектакль на большой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева. 

Зрительские места перенесены на поворотный круг сцены, действие – в зрительный зал и на арьерсцену. Таким пространственным решением авторы сразу задают тон спектаклю: не каноничное прочтение классики, а авторская трактовка, не назидательный пафос, а жизненная инфантильность. Меняя местами сцену и зрительный зал (что для театра не откровение), Иван Орлов пытается по-новому взаимодействовать с публикой: в спектакле меняются не декорации, а буквально зрительская «точка зрения» поворотом круга на 180 градусов. И пока гость кружится на театральном аттракционе, в партере (а затем – на арьерсцене) разрешаются экзистенциальные конфликты…

Декорации Никиты Афанасьева напоминают примитивистскую книжную графику: натянутые на ряды белые полотна становятся бумажным листом, на котором периодически возникают анимационные рисунки, в проходах зала притаились аномально большие картонные фигурки, неаккуратно вырезанные детской рукой, по авансцене разбросаны большие яблоки из папье-маше, справа монументально стоит в том же примитивистском стиле дверь – метафорический портал между мирами. Режиссер Иван Орлов показывает мир таким, каким его видит тринадцатилетний мальчик – категоричным и однозначным. Художник Никита Афанасьев дополняет подростковый максимализм сценографически, делая пространство черно-белым: есть только плохое и хорошее. Без полутонов. 

Автор пьесы Ярослава Пулинович инсценировала повести Л.Н. Толстого (конец «Юности» и «Отрочество»), показывая историю взросления Николеньки Иртенева с позиции взрослого: в пьесе основное действие сопровождается комментариями главного героя. Режиссер отказывается от ретроспективной композиции – его Николенька взрослеет на глазах зрителей, заранее не зная свой «сказочный» маршрут. Для постановщика на первый план выходит проблема детских психотравм – собственно, взросление Николеньки в спектакле обусловлено переживанием различных травмирующих психику событий. 

Зрители могли наблюдать взросление персонажей на сцене. Фото: Стас Любшин.

Своеобразной метафорой становится кэрролловский образ черной дыры, замаскированной обилием опавших яблок, куда случайно проваливается главный герой во время игры – рифма вполне очевидная. Как и у Кэрролла, отправной точкой в тернистом жизненном пути главного героя оказывается встреча с кроликом. Здесь таких сразу несколько, их являют обезличенные, одетые в плюшевые пижамы с ушами, гувернеры. 

Сначала кролики появляются в качестве воображаемых друзей: с ними братья Иртеньевы разыгрывают сцену дуэли. Затем отец, Петр Николаевич, просит младшего сына, Николеньку, пойти одному на охоту за зайцем в лес – и миловидные воображаемые кролики превращаются в героев детских кошмаров. После первого травмирующего Николеньку опыта мать, Наталья, успокаивая, говорит сыну: «А сколько еще будет впереди!», – фраза становится коллизией спектакля. Впереди будет еще много бед: смерть матери, переезд в Москву, припадок бабушки, узнавание об изменах отца, нападки гувернера, не случившаяся первая любовь… Еще брат Володя вставляет колкие обвинения: «У тебя сердца нет!», «Из-за тебя бабушке сделалось дурно!», а гувернер St.-Jerome добивает Николя: «Ты гадкий мальчишка!» Вот Николенька и становится черствым бесчувственным негодяем. Иван Орлов демонстрирует механизм формирования психотравмы: каждому действию – по последствию. 

Текст: Алиса Фельдблюм, журнал «Петербургский театрал». 2023. №3 (43). Апрель–Май



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

Смотреть все