Настоящий Островский
Репортажи и рецензии

11 апреля 2023 года

Настоящий Островский

В Театре им. Андрея Миронова состоялась премьера спектакля «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Фото: Виктор Васильев.

Однажды основатель Royal Shakespeare Company Питер Холл прогуливался по Страдфорду-на-Эйвоне и повстречал классическую английскую старушку. Они поздоровались, произнесли приличествующие подобной встрече фразы, затем, дама, следуя правилам приличия, поблагодарила Холла за его спектакли, за эксперименты, которые он проводил в постановках по шекспировским пьесам, и в финале спросила: «Мистер Холл, новое прочтение — это, конечно, хорошо и необходимо, но не могли бы вы хотя бы раз в месяц ставить в репертуар спектакль, где можно было бы увидеть «настоящего» Шекспира? — Но миссис, — ответил режиссер, — кто же знает, какими были спектакли настоящего Шекспира? — Но мы-то с вами знаем», — лукаво подмигнув, сказала чопорная английская старушка.

Спектакль был поставлен в классическом стиле. Фото: Виктор Васильев.

Эта известная театральная байка вспомнилась мне во время премьеры по комедии «русского Шекспира» — А.Н. Островского в Театре им. Андрея Миронова «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Действительно, в последние годы на сценах самых разных театров мы видим комедии и драмы Островского, поставленные с ног на голову. В некоторых не говорят, а поют оперным голосом, где-то действие переносится в аэропорт и так далее, чего только не случается с героями классика в современном театре. И нет ничего удивительного в попытке приблизить вечные коллизии писателя к современности и новому театральному языку. Но вот увидеть «настоящего» Островского уже ни в Александринском, ни в Большом драматическом давно невозможно.

В Театре им. Андрея Миронова показали "настоящего Островского". Фото: Виктор Васильев.

Театр им. Андрея Миронова по-прежнему отстаивает традиции актерского искусства и русского психологического театра, здесь режиссер Юрий Цуркану поставил спектакль, который дает нам классику в привычной форме. Это, конечно же, не старый театр с живописным задником, бытовизмом и классической скамеечкой, развернутой спинкой ко входу в комнату и анфас к зрителю, как играли во времена Щепкина в XIX веке. Цуркану — ученик Товстоногова, пользуется методом своего мастера — идет от автора пьесы. Художник Николай Слободяник — ученик Кочергина, в свою очередь, создал сценографию по заветам учителя, нагружая реалистический мир своей декорации, метафорой «темного царства» и дремучего леса, дополнив мир не слишком известной в наше время комедии образов из более популярных — «Грозы» и «Леса». Продолжая этот ряд, можно было бы добавить и «Бесприданницу», поскольку история о бедной невесте есть и в «Не было ни гроша…», но Слободяник обошелся без реки и парохода, оставив водной стихии лишь усталый питьевой фонтанчик с обязательным в таких случаях аляповатым львом. В этом отношении постановка Цуркану сделана очень чисто и точно. Сценография здесь не лезет вперед, а дополняет режиссуру, которая, в свою очередь, не мешает самовыражению актерского ансамбля. Сценограф со знанием дела создал пространство, режиссер так же профессионально поработал над тем, чтобы вдохнуть в него жизнь. А актеры с удовольствием играют свои роли!

Зрители оценили премьеру спектакля. Фото: Виктор Васильев.

Сюжет о скупце не появлялся на сценах петербургских театров, пожалуй, со времен знаменитого спектакля по комедии Мольера с Семеном Фурманом в главной роли и в постановке режиссера Геннадия Тростянецкого. История о жадности человеческой входит в число вечных сюжетов, комедии на эту тему были известны еще в древнем Риме. Не остался в стороне и русский театр, давший две классические пьесы. Первым — в цикле маленьких трагедий — патологическую жадность описал в «Скупом рыцаре» Пушкин, а спустя полвека свою версию представил создатель репертуара русского театра А.Н. Островский. Он написал уже по-настоящему русскую версию мольеровского «Скупого» или же римского «Клада» (здесь — кому как нравится).

Новый спектакль не оставил зрителей равнодушными. Фото: Виктор Васильев.

Главного героя Михея Михеевича Крутицкого — бывшего взяточника, который затихарился, лег на дно и прикинулся бедняком, сыграл з. а. РФ Сергей Кузнецов. Неслучайный выбор. Сотрудничество режиссера и актера началось еще в «Плодах просвещения», где Кузнецов сыграл роль Звездинцева. Новый спектакль — пятая работа артиста в спектаклях Ю. Цуркану на сцене Театра им. Андрея Миронова.

Несмотря на внушительные физические данные, Кузнецов играет тему маленького человека. Его Крутицкий сродни подпольному миллионеру Корейко Ильфа и Петрова. Гнусавый, затюканный и до невозможности жадный герой перерастает в одержимого идеей убийцу в духе призрака Акакия Акакиевича Башмачкина. Михей, в конце концов, избавится от своей зависимости, правда, вместе с ней лишится и жизни, покончив с собой. Символично, что в последней сцене он появляется не в старой полинялой шинели, которая причинила столько бед его близким, а в новенькой белой.

В Театре им. Андрея Миронова прошел премьерный спектакль по пьесе Островского. Фото: Виктор Васильев.

Антитезой вечно ёрничающему герою С. Кузнецова режиссер сделал жену Михея — Анну (прекрасно выстроенная роль Елены Калининой). Она всю жизнь терпит от мужа, но, как верная собачка, не может и помыслить об иной доле. Даже, когда Михей заставляет племянницу (ту самую бедную невесту) идти побираться, Анна, искренне жалея девушку, все же не сможет противиться воле хозяина-мужа. Актриса Елена Калинина виртуозно играет рабскую зависимость. В ее героине: и любовь, и жалость к молодой, которую ждет та же судьба, и ненависть, и рабская жестокость. Калинина создала живой, узнаваемый образ задавленной нищетой бесправной русской женщины.

Молодая актриса Ангелина Столярова, исполнительница роли бесприданницы Насти, сыграла девушку, пережившеую полное крушение иллюзий. К финалу она из мечтательной барышни превращается в наученную жизнью богатую невесту, которая покупает себе мужа — безвольного Баклушина (в водевильном исполнении Романа Ушакова).

Еще одной актерской удачей спектакля стала роль Елеси в исполнении талантливого Александра Васильева (его яркие актерские работы постоянные зрители Театра Миронова могли видеть в постановках режиссера Влада Фурмана). Елеся из героя второго плана, какими часто становятся персонажи-влюбленные, не так подробно выписанные драматургом, стал одним из главных. Вначале кажется, что актер обречен играть весь спектакль роль юродивого, но Васильев делает своего героя эдаким Иванушкой-дурачком что вроде и глуп-глуп, а в финале оставляет всех позади, находит деньги и женится на Ларисе (острохарактерная роль Евгении Гагариной), в которую влюблен. Тон, найденный актером, сочетает полную наивность, покорность и придурковатость с простой, как из сказки, смекалкой. На этом сочетании Васильев выстраивает роль, разнообразит образ, написанный Островским, делает его гораздо более драматичным и привлекательным для зрителей.

Нельзя не отметить и замечательный дуэт комических старух в исполнении Татьяны Захаровой и з. а. РФ Валентины Паниной. Актрисы создали образы классических купчих-сплетниц из комедий Островского, колоритных и характерных. Вообще, что касается привычного комического, — в этом спектакле все на месте. А вот лирическое начало пока еще требует развития и роста.

Владимир Кантор, журнал «Петербургский театрал». 2023. №1. Январь-Февраль.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

Смотреть все