Ты что, идиот?
Репортажи и рецензии

26 декабря 2023 года

Ты что, идиот?

Спектакль «Хроники Раздолбая». Фото: baltic-house.ru

Да нет, не идиот. Просто потерянный. Потерянный в своем возрасте, времени и исторических событиях, которого окрестили Раздолбаем. Нарицательную историю такого персонажа на переломе эпох по роману «Хроники Раздолбая» Павла Санаева решил рассказать режиссер Игорь Коняев в театре-фестивале «Балтийский дом».

Спектакль «Хроники Раздолбая» поставлен в 2022 году. В 2007 году на сцене «Балтийского дома» уже ставилось первое легендарное произведение Павла Санаева — «Похороните меня за плинтусом». Спектакль стал таким же культовым, как и книга. Сегодня сердца петербургских зрителей пытается завоевывать уже не маленький Саша Савельев, а герой без имени собственного — Раздолбай. По легенде тот самый выросший Саша, но лишь по легенде — на додумывание и аналогии зрителей и читателей. 

Раздолбаю (Иван Чигасов) 19 лет, ему нужно выбрать профессию, определиться с жизненными целями и решить уже, наконец, каким же человеком ему быть. Но мало того, что с подаренной на день рождения родителями (Дарья Юргенс и Валерий Соловьев) путевкой в Латвию вокруг него возникает столько неизведанного и соблазняющего — от не сильно пристойных развлечений до первого светлого чувства к прекрасной девушке Диане (Елена Сохацкая), так еще и история решает обозначить новые вехи, которые принесут большие перемены для каждого советского человека. И однажды Раздолбай, как и миллионы жителей бывшего союзного государства, просыпается на разломе 90-х и в абсолютно новой стране.

Во время спектакля ловишь себя на том, что испытываешь полярные чувства: в первом акте безудержно смеешься, во втором — безудержно грустишь. Способствуют этому не только яркие исторические эпизоды и характерные персонажи эпохи — от нуворишей до бабушек, ругающихся на цены в магазине. Особенная составляющая спектакля – музыка. Оркестр под руководством Светланы Митрофановой и в сопровождении ее же разножанрового вокала является полноценным действующим лицом, который, исполняя хиты 80-х и 90-х, дарит зрителям атмосферу тех лет и еще глубже погружает в личную драму Раздолбая.

Личная драма на фоне драмы исторической имеет для Раздолбая гораздо большее значение, и окружающие его близкие по этому поводу сильно негодуют. Волнующаяся мама именует героя фонвизиновским Митрофанушкой и регулярно вторит риторическое «Ты что, идиот?» на спонтанные решения или суждения сына; рассудительный и хваткий товарищ Валера (Роман Дряблов) советует ознакомиться с историей, чтобы не потеряться в распаде государств; а еще один друг Мартин (Егор Лесников), выступающий в сюжете в роли некого искусителя, говорит языком проще и прямо ставит тот самый диагноз — «раздолбай».

И правда, со стороны кажется, как же в такое время можно думать о вещах, которые не идут в сравнение с тем, что происходит в стране. Но с другой стороны — кто из нас таким раздолбаем не был? С неудачной первой любовью, муками выбора своего пути, жаждой успеть все, везде и желательно как можно скорее. И тут, обращаясь к свежим еще переживаниям молодости, а особенно в сегодняшнем историческом контексте, очень уж хочется Раздолбая оправдать и попросить всех героев его принять. А к самому главному персонажу подойти, легко похлопать по спине и тихо проговорить: «Как же я тебя, дружище, понимаю». Может, и не идиот он вовсе, не раздолбай; может, на самом деле это имя нарицательное не так справедливо? А если продолжить его историю?

У истории главного героя Санаева пока открытый конец. Задумываясь о ней, невольно погружаешься в рефлексию из-за собственной биографии. С этим можно не согласиться, но кажется, что наше поколение двадцати-тридцатилетних, которым дальше жить и стараться стать тем самым благополучным членом общества в волнующихся временах, имеет право сделать проекцию тех исторических событий на нынешние. И если тогда голосом поколения стал Раздолбай, коих «в стране было миллионов сорок», то кем же через некоторый десяток лет окрестят нас?

Текст: Ксения Карасёва


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

Смотреть все