Заставка: фото Ирины Ивановой
Искусство

09 марта 2023 года

Фонограф, граммофон, патефон...

11 марта 1878 года на заседании Французской академии собравшемуся научному сообществу был продемонстрирован фонограф Томаса Эдисона — изобретение, которое способно записывать и воспроизводить звуки. Мы посетили музей «Разночинный Петербург», в котором хранится фоноколлекция.

Фонограф — прадед всего

Томас Эдисон был плодовитый изобретатель. Он получил 1093 патента в США и около 3 тысяч — в других странах мира. В 1930 году даже стал иностранным почетным членом Академии наук СССР. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, в том числе создал фонограф. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории.
Томас Эдисон со своим вторым фонографом. Фото: Мэтью Брэди. Вашингтон, апрель 1878 года.

Легендарную демонстрацию фонографа во французской Академии провел Тивадор Пушкаш, разработчик первой в мире телефонной станции, при поддержке французского физика Теодора д’Монселема. Прибор произвел неизгладимое впечатление на ученых. Профессор филологии Жан Буйяр вскочил со своего кресла, подбежал к Монселю, схватил его за воротник и в ярости стал душить, повторяя: «Негодяй! Вы думаете, мы позволим этому чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?».

Сам Эдисон был настолько поражен открытием, что сказал: «Никогда я еще не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».

Фонограф стал прадедом граммофона, патефона и радиолы.

В 1887 году изобретатель Эмиль Берлинер предложил применять звуконосители не цилиндрической формы, а в форме плоского диска. При этом звуковая дорожка представляет собой спираль. Своё устройство Берлинер назвал «граммофон». Эмиль Берлинер считается не только изобретателем старинного граммофона, но и создателем музыкальной индустрии. Он предложил выплачивать гонорары исполнителям за то, что они записывают свои композиции на пластинках.
Эмиль Берлинер (1851—1929) и граммофон

Затем появился патефон, сконструированный и запатентованный братьями Патэ (и названный позже так в их честь). Слово «патефон» используется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали.
Пластинки СССР из оноколлекции музея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова

Затем в 1922 году в в Соединенных Штатах Америк появилась радиола. Свое название она получила в честь растения — Radiola. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов 20 века и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья. Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века.
Экспозиция в Разночинном Петербурге. Фото - Ирина Иванова-2079.jpg


Чем различаются?

Граммофон отличается от фонографа поперечной записью, которая обеспечивает снижение искажений в десятки раз и более громкий звук. Такие пластинки намного легче тиражировать, чем цилиндры для фонографа. Это обеспечило победу граммофона и его победное шествие по миру.

Патефон — это переносная версия граммофона и в отличие от граммофона, рупор у него маленький и встроен в корпус, а сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, который легко можно переносить.

Радиолы — это устройства, которые объединяли в одном корпусе проигрыватель (электрофон) и радиоприемник.

Фоноколлекция в музее «Разночинный Петербург»

Фоноколлекция музея «Разночинный Петербург» насчитывает 185 единиц хранения, 8 ед. из них — пластинки начала XX века, а остальное — пластинки советского времени, которые так же нуждаются в точной атрибуции и изучении.
Пластинка из фонда музея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова

Жизнь Петербурга конца XIX — начала XX века тесно связана с рождением граммофона в России. Граммофон быстро вошел в повседневную жизнь петербуржцев: его слушали дома, на даче, он «сделался неотъемлимою принадлежностью любого петербургского трактира, наравнѣ съ биллiардом и органомъ».
Экспозиция в Разночинном Петербурге. Фото - Ирина Иванова-1986.jpg
В экспозиции музея «Разночинный Петербург» представлен граммофон начала XX века. Граммофон был выпущен фабрикой музыкальных инструментов им. В. С. Пушкина.

У нас в музее представлен не фонограф, а граммофон. Граммофон — это, пожалуй, уже следующий шаг после изобретения фонографа, когда появилась возможность записывать и воспроизводить звук.

Мы знаем такой интересный факт — Эддисону удалось уговорить Льва Толстого записать на фонограф свой круг чтения — рекомендации к прочтению.

Когда в России появились граммофоны, то они были различных размеров: от малого до большого. Например, в трактирах стояли большие граммофоны — их называли машинами. Такие аппараты можно было купить в рассрочку. В то время петербуржцы слушали романсы, арии из опер, записи симфонических оркестров, цыганские романсы и мелодекламация.

У нас на экспозиции представлен средний граммофон. Он прошел реставрацию и находится в рабочем состоянии. Для начала работы необходимо завести «пружинку» путем поворота ручки.

Елена Давидовна Техова, ведущий научный сотрудник и куратор выставки «Хорошо в стране советской жить…», а также руководитель экспозиционно-выставочного отдела


Елена Давидовна Техова, ведущий научный сотрудник и куратор выставки «Хорошо в стране советской жить…», а также руководитель экспозиционно-выставочного отдела. Фото: Ирина Иванова
С 1901 года «Акционерное общество «Граммофон» находилось в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, 14 (позднее, на Большой Морской, 49). Первым директором Общества «Граммофон» в Петербурге до 1904 года был американец Норберт Мортимер Родкинсон. В Петербурге он имел магазин граммофонов по адресу Казанская пл., 1 и проживал некоторое время при этом же магазине.
Граммофон в экспозиции в «Разночинный Петербург» . Фото: Ирина Иванова-2071.jpg

С самого начала своей деятельности компания «Граммофон» делала ставку на запись популярных и выдающихся артистов оперного жанра. Начиная с 1901 года, сначала в Петербурге, а затем в Москве проводились сессии записи. В Петербурге одним из первых артистов был записан русский выдающийся оперный певец Леонид Витальевич Собинов.

В коллекции музея «Разночинный Петербург» хранятся две пластинки с записью голоса певца — это запись популярного тогда романса Петра Ильича Чайковского — «Средь шумного бала» и «Умчалась песня вдаль» (дуэт Эльзы и Лоэнгрина) из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в дуэте с оперной певицей А. В. Неждановой. Записи производились в 1911 году в Москве.
Экспозиция в Разночинном Петербурге. Фото: Ирина Иванова
Также на этикетке грампластинки с записью романса «Средь шумного бала» можно увидеть зелёную марку с надписью «АМПРА/Агентство Мех-музык правъ» (Агентство музыкальных прав русских авторов). Если на пластинке была наклеена такая марка, значит, автору отчислялся определённый процент с каждой пластинки
Экспозиция в Рмузея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова
С 1907 по 1909 год на пластинках «Общества «Граммофон» была широко распространена «обыкновенная» этикетка черного цвета для популярных певцов или для инструментальной музыки.

«Акционерное общество Граммофон» функционировало в Петербурге до 1918 года и вплоть до этого времени открывались новые мастерские. В частности, известно, что в 1914 году было удовлетворено прошение Общества «Граммофон» о разрешении открыть мастерскую граммофонных аппаратов в доме № 25 по Тарасову переулку (нынешняя улица Егорова). После 1917 года все предприятия, производившие грампластинки были национализированы.

Послушать граммофон не выходя из дома


Редко у кого дома можно послушать граммафон или патефон, но мы предоставляем вам уникальную возможность послушать звуки старинного музыкального инструмента, не выходя из дома.
Граммофон из музея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова

И заходите в музей «Разночинный Петербург» (Большой Казачий пер., 7), чтобы познакомиться с историей непарадного Петербурга.

Оператор — Дарья Бутина







Заставка: фото Ирины Ивановой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все