Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?
Искусство

20 ноября 2023 года

Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?

«Культура Петербурга» побывала на Молодежном форуме «Культурный код – 2023».

15 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете состоялся II Молодежный форум «Культурный код — 2023». В этом году мероприятие было посвящено вопросам познания истории через культуру, искусственный интеллект и роль традиционной культуры в современном обществе.
  
В мероприятии участвовали: Ованес Петросян, (директор Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, доцент кафедры математического моделирования энергетических систем СПбГУ), Анна Никитина (старший преподаватель Кафедры дизайна СПбГУ), Николай Курганов (директор Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ и Владислав Архипов (заведующий Кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ).

Я не могла остаться в стороне и побывала на круглом столе, где спикеры и аудитория обсуждали «является ли генеративная культура культурой?».

Забегая вперед, уже хочу сформулировать свой ответ, ведь многих волнует вопрос: «Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?». Но если заменить слово нейросеть на гуашь, акварель или карандаши, получится абсурд. Акварель не победит художников, как не победит их и искусственный интеллект. Он – лишь инструмент и некий посредник в создании контента. 
photo_2023-11-16_15-57-02.jpg

В своей работе я активно пользуюсь нейросетью, которая занимается генерацией фотографий. «Культура Петербурга», как и все СМИ, соблюдающие авторское право, не может использовать любые фотографии для своих статей. Поэтому в процессе оформления журналистских материалов я начала активно использовать нейросеть в качестве инструмента для создания визуального сопровождения своей еженедельной подборки «Свидания в Санкт-Петербурге». Название приложения и все вводные, которые я задаю при написании промпта (набора характеристик, которые позволяют программе выдать ожидаемый результат) я делиться не буду, но скажу, что одна из вводных - это стиль картин Пикассо, Дюфи и Кандинского.

Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?1
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?2
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?3
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?4
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?5
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?6
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?7
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?8
Безусловно, сходство с картинами мэтров есть, но любой человек из мира искусства, обладающий мало-мальски представлением о творчестве художников, в момент выявит их «репликативный» характер. Нейросеть перенимает культурный код, но сам «гений» и «талант» она перенять не в состоянии. В фильме Джармуша «выживут только любовники», в наше же время выживают лишь сильнейшие деятели, которые в состоянии адаптироваться под ход современных тенденций и подстроиться под новую вариативность инструментов.
kandinsky-download-1700140609834.png

По данным ВЦИОМ лишь 63% знают о нейросетях, в том числе 12% хорошо осведомлены о них, а 51% — что-то слышали. 

Еще один острый угол в вопросе искусственного интеллекта возникает в области авторского права. Как правило, эту тему поднимают люди, которые ничего не создавали через нейросети. ИИ (искусственный интеллект) – капризный товарищ, он до сих пор любит создавать работы с 3 руками и 6 пальцами, чтобы добиться идеального итога почти всегда нужно потратить немало времени, попыток в написании характеристик и знать массу тонкостей.

Говоря о том, что роль «художника» здесь незначительна – некий абсурд и большая неточность. Почти каждый из нас работает в Word, но ведь Microsoft не претендует на авторское право каждой из созданных в ней работ. К слову, это касается и Photoshop. Поэтому данный аргумент и мысль довольны деструктивны.

Закончу свою статью перефразированной мыслью Ованеса Петросяна, директора Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, именно ему удалось ответить на вопрос, вызывающий внутренне противоречие, у меня, гуманитария и не 100% технокарата. Несмотря на предыдущие характеристики, к новым технологиям я отношусь с большим воодушевлением и некой безоговорочной симпатией. Так вот, я не могла понять, кто те люди, которые могут быть настроены к ИИ резко негативно. Ованес привел пример аудитории, где сидят 20 студентов перед контрольной, но вот в помещение заходит 21-ый, тот самый, которому известны все возможные вопросы и ответы экзамена, реакция на новенького будет неоднозначной: кто-то ему обрадуется, а другой будет настроен враждебно. Подобной реакции не возникнет, если этот 21 студент не будет отличаться от своего студенческого коллектива. Также и с нейросетью.

kandinsky-download-1700141352492.png

Абсолютно нормально что-либо не понимать и быть в чем-то неуверенным, но также важно иметь осознание, что подобные страхи – иррациональны, открытость ко всему новому и стремление к новым знаниям – вот залог успеха.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все