«Театры не должны бояться коллабораций» - в Петербурге прошел Всероссийский семинар по работе со зрителями
Искусство

25 октября 2023 года

«Театры не должны бояться коллабораций» - в Петербурге прошел Всероссийский семинар по работе со зрителями

Фото: Ирина Иванова

С 18 по 20 октября в Санкт-Петербургском Молодежном театре на Фонтанке прошел юбилейный, Х Всероссийский семинар по работе со зрителями, организованный Российским государственным академическим молодежным театром (РАМТ).  IMG_1304.JPG

В программе – проекты работы со зрителями, которые предлагают представители детских театров со всей страны. В Петербург приехали директора и ведущие специалисты по работе со зрителем из Брянска и Барнаула, Губкина и Евпатории, Казани и Краснодара, Макеевки и Москвы, Великого Новгорода и Новосибирска, Орла и Пензы, Самары и Саратова, Севастополя и Старого Оскола, Сургута и Туапсе, Тулы и Уфы, Челябинска и Череповца, а также из Новосибирска, Нижнего Тагила, Калининграда, Новороссийская, Красноярска и Нижнего Новгорода. Конечно, поделились опытом по работе с детьми и молодежью и петербургские деятели искусств.Романецкая may 2023. Фото - Ирина Иванова-8755.jpg

Я, как сотрудник «Культуры Петербурга», побывала на круглом столе, где была поднята тема: «Проблемы планирования и реализации зрительских проектов в театрах для детей и молодежи».

На мероприятии прозвучала много интересных мыслей. Хотелось бы привести наиболее запомнившиеся:

 «С детьми нужно говорить, лучшим собеседником должен стать театр. Спектакль не должен заканчиваться только просмотром, после него непременно должен состояться диалог. Диалог с собой или командой театра».

«Работать по принципу: разделяй и властвуй, недопустимо. Важно действовать в команде и улучшать компетенцию коллектива».

В ходе обсуждения на конференции многие спикеры подняли важный вопрос о проблеме делегирования. Они отметили, что некоторым руководителям проще брать всю работу на себя и действовать самостоятельно, не доверяя задачи своим подчиненным. Это может создавать перегрузку и ограничивать рост и развитие команды.

Однако, другая сторона проблемы заключается в отсутствии подходящих кадров, которым можно было бы поручить задачи. В некоторых театрах и организациях просто не хватает специалистов с необходимыми навыками и опытом, способных эффективно решать поставленные задачи.

«Сотрудник тетра должен быть тонким психологом, чтобы понимать и предугадывать, что нужно зрителю», - 

делились опытом выступающие

«ТЮЗ - это не только детский театр, людям пора менять свое восприятие и начать серьезнее относиться к их репертуару, ведь театр - место для всей семьи».

«Нет ничего важнее, чем личность людей, которые возглавляют театр, они задают и общий тон учреждения, и объединяют команду, и являются движущим локомотивом развития».

«Театры не должны бояться коллабораций.  Для развития искусства и раскрутки имени, необходимо дружить и придумывать совместные проекты с музеями и библиотеками».

После круглого стола у меня возникли вопросы, ответить на которые согласилась директор Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая.photo_2023-10-26_13-56-21.jpg

- Какие спектакли вызывают больший ажиотаж в Вашем театре, что находит отклик у молодых людей? Из чего должен состоять идеальный репертуар Молодежного театра?

- У нас своя публика, которую мы взращивали годами, и которая с большой любовью относится к нашим идеям и постановкам. Молодежный театр отличает классический репертуар, экспериментальные спектакли спросом не пользуются. Наибольший зрительский отклик мы получаем на постановки нашего художественного руководителя Семёна Спивака.

Вопрос о репертуаре очень сложный, любой спектакль имеет право на существование, тут главное найти подходящую аудиторию. Но сейчас есть определенные тенденции: молодежь перестает искать в театре исключительно новаторство, у нее есть потребность в старой доброй классике, в разговоре о нравственных ценностях. Наш зритель выбирает Молодежный театр осознанно, ожидая, что спектакли дадут ответы на вопросы, которые его волнуют. 

- Как, по Вашему мнению, можно добиться включенности театра в социокультурный аспект города?

- Добиться включенности можно, предоставляя аудитории выбор. Театр должен предлагать широкий спектр постановок, которые будут интересны и доступны различным слоям населения. Зрителя всегда волнуют в театре вечные темы и проблемы, и государство старается создавать благоприятную почву, чтобы театры могли стойко выдерживать конкуренцию с массовой культурой. 

- Отличается ли подача материала для «взрослого» и «детского» зрителя? В чем состоит это отличие?

- Многие согласятся с тем, что отличия заключаются не столько в подаче материала, сколько в сути и сюжетах спектаклей. Артисты, выходя на сцену, должны полностью отдавать себя зрителю, вне независимости от его возраста. Они всегда стараются максимально передать эмоции, создать атмосферу и увлечь зрителей в иллюзорный мир. При этом важно понимать, что детская аудитория имеет свои особенности, дети ограничены в понимании сложных тем. Детские спектакли проще по сюжету и тематике, иначе они будут не понятны маленьким театралам.   

teatr fontan 2023 irina ivanova-9083.jpg

- Как приобщить молодёжь к театральному искусству и походам в театр?

- Очень помогает проект «Пушкинская карта». Он дает молодежи возможность посетить любое культурное мероприятие, которое только можно себе вообразить, от концерта до кукольного спектакля. Для театра это большое подспорье в вопросе привлечения новых зрителей. Могу сказать, что все спектакли Молодежного театра (а их больше сорока пяти!) доступны по «Пушкинской карте».

Однако необходимо помнить, что первым, кто приводит маленького человека в мир театра, является его родитель. Поэтому мы должны активно работать не только с младшим поколением, но и со взрослыми, чтобы поддерживать благоприятную атмосферу и интерес к искусству у всей семьи.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все