Карл Брюллов: академист и новатор
Персоналии

20 декабря 2023 года

Карл Брюллов: академист и новатор

23 декабря (12 декабря по старому стилю) 1799 года в Санкт-Петербурге родился художник Карл Павлович Брюллов, автор жанровых и исторических картин. Рассказываем о его творчестве.


Начало

Будущий художник родился в многодетной семье преподавателя в Академии художеств Павла Ивановича Брюлло, который вел класс орнаментальной скульптуры. Уже с детства сын учился у отца рисованию, а затем помогал ему в работе. Так, несмотря на свой юный возраст, мальчик сумел поучаствовать в работе над оформлением Кронштадтской церкви.

В 1809 году Карл Павлович поступил в Академию художеств, где учились его старшие братья, и показал себя блестящим учеником, получая большие и малые серебряные медали. Позднее мастер стал ярким представителем позднего русского романтизма, для которого было характерно внимание к личности человека, а также ее внутренним противоречиям и конфликту с окружающим миром.

«Гений искусства» (1817—1820). Фото: Государственный Русский музей.

Первой значимой работой художника стало полотно «Гений искусства». Мастер выполнил произведение в стиле неоклассицизма, и теперь оно находится в Русском музее. Приведем несколько интересных фактов, связанных с картиной:

  • Брюллов рисовал картину три года (1817 – 1820 г.г.), будучи учеником Императорской академии художеств.
  • Академический Совет признал работу образцом для копирования и поместил ее в натурный класс.
  • Медальер Уткин воспроизвел фигуру на академической медали.


Итальянский период (1823—1835 г.г.)

За дипломную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» Карл Павлович получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за счет Академии. Однако воспользоваться этой возможностью ему не удалось из-за конфликта с президентом училища. Брюллов не успокоился, а в качестве доказательства высокого уровня своего мастерства представил Обществу поощрения художников (ОПХ) две другие свои работы: «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника». Заручившись их поддержкой, Карл смог уехать в Италию вместе со своим братом, где оба занялись совершенствованием мастерства.

Кстати, поездка стала для художника судьбоносной. Так в Высочайшем указе, которым было дано соизволение императора Александра I на художественную поездку братьев за границу, их фамилия Брюлло неожиданно получила русское окончание... Так на свет появился живописец Карл Брюллов.

«Эдип и Антигона» (1821). Фото: ar.culture.ru
Эдип и Антигона (1821)
  • Картина хранится в Тюменском краеведческом музее.
  • Композицию картины Карл Брюллов в 1822 году перевел в литографию для альбома «Литографические безделки», который хранится в Государственном Русском музее.
  • После продажи неизвестному коллекционеру ее след был затерян на долгие годы. Она нашлась после Великой Отечественной войны в Ленинграде на чердаке одного из домов.
  • Реставрация картины была совершена непрофессионально: лицо девушки полностью переписано, утрачена первоначальная палитра.

По прибытии в Италию наряду с картинами на исторические и религиозные сюжеты мастер увлекся жанровой живописью и созданием акварелей. Некоторые работы стали для живописца источником дохода. Самым востребованным направлением оказались портреты итальянской и российской знати, что позволило Карлу больше не нуждаться в чей бы то ни было финансовой поддержке. Ведь аристократы часто заказывали акварельные зарисовки в качестве сувенира из Италии.

Первым успешным произведением Брюллова в жанровой живописи считается картина «Итальянское утро» (1823 г.). Она вызвала всеобщее восхищение у современников, и Общество поощрения художников решило подарить работу живописца Николаю I. Тот пожаловал Карлу бриллиантовый перстень и поручил написать в пару к картине другую. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», которую встретили довольно прохладно как император, так и Общество поощрения художников. Из-за критики ОПХ Карл Брюллов разорвал с ним отношения.

Слева: «Итальянское утро», 1823. Холст, масло. Кунстхалле, Киль, Германия. Справа: «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», 1827, Государственный Русский музей.

Копия с многофигурной фрески Рафаэля «Афинская школа», которую мастер сделал по заказу Общества поощрения художников, стала последней ученической работой живописца. Опыт пригодился ему в работе над картиной «Последний день Помпеи».


Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи». Фото: Государственный Русский музей.

Русский и французский меценат Анатолий Николаевич Демидов в 1830 году заказал Брюллову картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Еще с XVIII века велись раскопки античных городов — Помпей и Геркуланума, погребенных под слоем пепла в результате извержения Везувия. Интерес к этим поселениям только усилился после очередного извержения вулкана в 1828 году.

Работа над картиной заняла у Брюллова шесть лет — с 1827 года, когда живописец посетил Помпеи и создал первые наброски и эскизы с натуры, до 1833 года, когда готовое полотно было показано в Риме и Милане. Мастер внимательно изучил исторические документы, связанные с извержением Везувия, в том числе прочитал и свидетельства древнеримского писателя Плиния Младшего, очевидца событий. Мало того! Мастер сам стал очевидцем извержения 1828 года:

«Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия», -

написал Карл.

Брюллов завершил работу над полотном в 1833 году и начал показывать ее в своей мастерской в Риме. Картина считается новаторской, поскольку сюжет изображал не одну историческую личность, а целый народ в часы трагедии. Академии Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы сделали живописца своим почетным членом, а Император Николай I, увидев творение, пожелал лично видеть художника в Петербурге и распорядился, чтобы он возвращался на родину.

Из Франции, где экспонировалась картина, ее перевезли в Санкт-Петербург на корабле «Царь Пётр». Сначала полотно хранилось в Академии художеств, а затем было перемещено в построенное здание Нового Эрмитажа. Теперь его можно увидеть в Русском музее (зал № 14 Михайловского дворца).


Возвращение в Петербург

Перед возвращением на Родину Карл Брюллов по приглашению графа Давыдова поехал в путешествие по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. Он вернулся в Санкт-Петербург только в 1836 году. Здесь он жил и работал до 1849 года. Получил звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, руководство историческим классом Академии и предложение написать большую картину на тему из русской истории для получения звания старшего профессора. Произведение под названием «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» живописец так и не завершил.

«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Фото: my.tretyakov.ru.

Зато, создавая как парадные, так и интимно-камерные портреты выдающихся людей и русской аристократии, Брюллов прославился как модный портретист.

Одна из его работ круто изменила жизнь талантливого крепостного Тараса Шевченко. Чтобы выкупить юношу у помещика  Энгельгардта, русский поэт и основоположник романтизма Василий Жуковский попросил Брюллова создать его портрет, который впоследствии был разыгран в придворной лотерее. На полученные 2500 рублей Тарас Шевченко был выкуплен. А после получения свободы он поступил в Академию художеств и стал одним из любимых учеников Брюллова. Об этом Шевченко писал в своей биографии:

«Жуковский, предварительно узнавши цену от помещика, просил К.П. Брюллова написать его, В.А. Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею... Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В.А. Жуковский с помощью графа М.Ю. Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода...»

Портрет В.А.Жуковского. Фото: artchive.ru.

Также Брюллов расписал лютеранскую церковь на Невском проспекте, пробуя себя в жанре монументально-декоративной живописи.

Последние годы

Одной из последних значительных работ Брюллова в России стала роспись плафона большого купола Исаакиевского собора на тему «Страсти Христовы». Николай I забраковал 22 эскиза художника, прежде чем стороны пришли к согласию. Карл успел написал почти все основные фигуры. Вскоре его освободили от работы по причине ухудшения здоровья, возникшего из-за сырости и холода в храме. Пётр Басин дописал только фон и несколько картин по наброскам мастера.Плафон главного купола «Богоматерь во славе» / Соцсети: ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»

По советам врачей Брюллов уехал лечиться на португальский остров Мадейра, потом посетил Испанию для изучения живописи Веласкеса и Гойи, и в конечном счете осел в Италии. Остаток своих дней он прожил в доме своего нового знакомого — соратника Гарибальди Анджело Титтони. Большинство поздних портретов и акварелей художника до сих пор находятся в частной коллекции этой семьи.

Портрет Анджело Титтони. Фото: art.biblioclub.ru.

Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня (11 июня по старому стилю) 1852 года, в возрасте 52 лет, под Римом, где лечился минеральными водами.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

23.04

Ирина Соловьёва: «Я делюсь своими эмоциями»

Поэзия
28.02

Алексей Владимирович: «И я бы мог почистить звездолет»

Космос
25.03

Космонавты родом из Ленинграда

Георгий Гречко, Валерий Рождественский, Сергей Крикалев и Андрей Борисенко — наши легендарные соотечественники, проложившие путь из Северной столицы в космос.

15.03

Николаю Римскому-Корсакову - 180 лет!

Музыка
13.02

Фёдору Шаляпину - 151 год!

Смотреть все