Если посмотреть на календарь, то выясняется, что 30 апреля является днем, вмещающим в себя много различных праздников. Хочу подробнее остановиться на трех из них и их забавном сочетании. Итак, на эту дату в 2024 году приходятся: Всемирный день честности, Радоница и Вальпургиева ночь.
С Днем честности все достаточно просто. Если вы похожи на большинство людей, то наверняка устали от присутствия в нашей жизни огромного количества фирм и компаний, пытающихся продать нам ложь. Будь то черничное молоко, не содержащее чернику, или квартиры, цена которых на самом деле будет в разы превышать стоимость, заявленную в рекламе. Отлично, что существует хотя бы один день в году, напоминающий всем о честности.
А вот о двух других праздниках стоит поговорить поподробнее. История Радоницы уходит корнями в язычество. Как известно, у древних славян был культ почитания предков. Считается, что этот праздник, как и обычай, оставлять на горках угощение для предков, насчитывает более шестнадцати столетий. Христианский вариант появился гораздо позже.
В древние времена верили, что в особые дни в году души усопших могли вернуться в родные места и даже повлиять на жизнь живых определенным образом. Славяне были убеждены, что мертвые, находясь в подземном мире, в силах способствовать увеличению урожая и плодородию земли, а еще предки могут как помочь в решении определенных вопросов, так и навредить, поэтому на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище, где по могилкам катали крашеные яйца, поливали их пивом, а затем проводили богатые застолья, с песнями и весельем. Такой обряд называли тризнами – он был призван задобрить души ушедших. На могилах устраивали даже игрища, веря, что души умерших радуются, наблюдая за этими действами.
Возвратившись с кладбища, старшие члены семьи оставались дома, а молодые шли водить хороводы, играть в веселые игры и петь песни. Ночью наши предки жгли большие костры, прыгали через огонь (по некоторым источникам, женщины иногда брали с собой помело) и водили хороводы. Таким образом, очищая себя, семью и землю от злых духов и призывая в жизнь людей изобилие, мир и любовь.
А вот по западным традициям Вальпургиева ночь — время с 30 апреля на 1 мая — это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников Западной Европы. Поверья о неистовом разгуле нечистой силы в ночь перед 1 мая были распространены только у германоязычных народов (немцы, австрийцы, народы Скандинавии). Там в деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу…
В общем, не исключено, что сложности взаимодействия между народами связаны, в том числе, с непониманием истоков традиций соседних стран и приданию этим действиям негативного смысла.
А мне хочется предложить вам (а, может быть, напомнить) три интереснейшие, на мой взгляд, книги, имеющие прямое отношение к датам:
Виктор Поповичев «Транс»— Ленинград: Издательство «Лениздат»», 1992. — 320 с.
Эта книжка с зеленовато-желтым фоном мягкой обложки, разномастными буквами названия и странными изображениями появилась в киосках нашего города внезапно. Я случайно купил ее по пути на дачу.
Читалась книга легко, влет. Автору удавалось всё: нечисть, реалистичность – что пожелаете. Главный герой с помощью деревенской ведьмы проникает в «параллельный» мир, населенный лешими, русалками, кобольдами, демонами, троллями... Все бы хорошо, но в этом мире есть город мерцев, где царствует таинственный Черный, экспериментирующий над человеческой кровью...Кроме основного романа, в сборнике можно найти реалистические и фантастические рассказы, которые разнятся не только содержанием, но и формой (от классической до притчеобразной).
Потом, под огромной массой проглоченной литературы, почти забылось послевкусие этих прекрасно написанных произведений, но вдруг лет в сорок я случайно в стопке книг наткнулся на повидавший виды, истрепанный по краям обложки томик. Случайно открыл…. И опять провалился в лето 1992-го с его стрекотом кузнечиков, ароматом подсыхающей травы и резким запахом шпальной пропитки… Выяснилось, что книга за это время не потеряла ни грамма своего очарования. И мне очень захотелось почитать другие произведения этого автора. Но поиски практически не привели к желаемому результату. Все, что удалось найти - сиротливо разбросанные по сборникам повесть и рассказы. «Транс» так и остался единственным полным следом Поповичева в литературе. А жаль.…
Ведь произведения Виктора – тянут на твёрдую пятёрку! По строгой шкале отметок советской школы.
Шамиль Идиатулин «Последнее время»— Москва: Издательство «АСТ, редакция Елены Шубиной» 2020. — 272 с. (Другая реальность).
«Последнее время» собрало целый ворох различных номинаций и литературных премий. Идиатуллин описывает мир, подозрительно похожий на наш. Стоит лишь перевернуть обычную карту на девяносто градусов, и все станет понятно. Это околосредневековый мир, но с точечными вкраплениями технологий – самокатов и каров. При этом у той реальности есть одно существенное отличие от нашей – это мары, иными словами - колдуны.
Мары – оседлые племена, которые заключают договор с землей. В обмен на почитание и следование своду правил, эти существа получают защиту и пропитание. Любого чужака земля поглотит, в буквальном смысле слова, любого мары - накормит и обогреет. Визуально поселения маров напоминают нечто среднее между коммунами хиппи и славянами-староверами. Колдуны презирают насилие, поскольку не видят в этом никакого смысла. Они не охотятся, не воюют, почти не выходят за границы своих земель, редкое исключение – междуплеменные браки. Но самое главное – на своей земле мары могут колдовать. Они летают на специальных крылах, управляют растениями, выращивают деревья из металла, используют даже боевую магию, которую могут практиковать только подростки, да и то на самый безнадежный случай – ведь в результате умрут все, считая колдовавшего.
Сюжет стартует в день, когда старейший и сильнейший колдун племени, Арвуй-кугыза, собирается умереть, и, по традиции, стать богом мары. Но, вместо того чтобы почить, ведьмак вдруг становится молодым, что означает только одно – будет война. По всему миру земля отказывается от своих жителей, не только от мары. Посевы гниют, запасы портятся, вода становиться горькой, скот чахнет.
В этой книге как нигде ощущается непонимание славянами – западников, степняками – славян, западниками - степняков…. И такая вавилонская разобщенность приводит к переформированию всего и вся…. Наступает последнее время.
Главных героев тут четверо, по одному на каждую часть романа. Пятая же часть показывает события от лица второстепенных персонажей: влюбленной девушки Айви, местного пастуха Кула из степного племени, которого приютили маары, женщины-наемницы Кошше, почти мужчины Озея.
Автор умело маневрирует между героями, то и дело, сталкивая их между собой, и показывая одних глазами других, а также демонстрируя внутренний мир и переживания, скрытые за внешним обликом. Следить за персонажами интересно, им сопереживаешь, за них беспокоишься. История описана ярко и сочно, запоминающимся, образным языком. Но, чтобы все это прочувствовать, надо «проползти» первые несколько глав, в которых можно и утонуть, совсем забросив книгу. Не делайте этого, всё странное, непонятное и неблагозвучное вскорости расцветет алыми маками замечательного произведения.
Алексей Виноградов «Прикорнуло время в Ульцине»— Санкт Петербург: Издательство «Твой Текст, АНО «София», 2021. —298 с. (Библиотека проекта «Твой Текст». Малая серия).
Большинство книг хорошо читать сначала, но есть редкие исключения, знакомство с которыми нужно начинать с последних глав (Библию, как мне кажется, лучше начинать с Откровения Иоанна Богослова).
«Прикорнуло время в Ульцине» — книга, которая, на мой взгляд, относится к третьему типу - первым нужно читать последнее произведение, а потом уже переходить к двум первым повестям. Такое прочтение делает всю историю ошеломляюще мощной, буквально сбивающей с ног грамотным собранием идей, смыслов и восхитительных авторских задумок. Здесь есть правильные, уместно заданные вопросы, честные, кажущиеся наивными ответы…. Наивными, но заставляющими тебя выразить личное отношение к предложенным задачам:
- На что способен человек ради родных?
- Где заканчивается горе и боль?
- Что придется принести на алтарь любви и понимания?
- Куда может завести ангела всепоглощающая любовь?
- Где грань всеобщего благоденствия?
- Каким окажется твое самое сокровенное желание?
А еще читатель сам может решить: не принесет ли описанное здесь добро в мир огромное количество бед. И не будет ли новая реальность подходить под описание из мильтоновского «Потерянного рая»: «И смущенный стоял Сатана, и понял Он, как отвратительна, может быть добродетель...»
Книга Алексея – искусно маскируется под магический реализм: здесь настоящее растворяется в прошлом, бесконечно напоминая о нем. На стыке времени герои Виноградова пытаются обрести подлинного себя или хотя бы память о себе. Автор вовлекает нас в действие быстро и динамично развивающимся сюжетом, который, как выясниться, в книге не является главным. Главным становится сам читатель…
Повести хороши для чтения в любой ситуации – будь то тесный транспорт, милый дом, скамейка в парке, или вторая полка железнодорожного вагона. В отличие от переводов иноземных авторов этот текст — очень русский, очень петербургский, свежий и живой, что дает ему сто очков перед другими произведениями … «Тонуть» в таком произведении огромное удовольствие.
В итоге маленький карманный томик открывает огромный, переливающийся всеми цветами радуги, мир. Мир разнообразного, многогранного и очень бережного отношения к человечеству в целом и конкретной личности в частности.
Хорошего вам чтения и интересных книг!
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться