Обложка: Яков Гордин пропустил Пушкина и Бродского через судьбы империи
Новости культуры

07 апреля 2024 года

Яков Гордин пропустил Пушкина и Бродского через судьбы империи

В издательстве «Время» вышел двухтомник Якова Гордина «Пушкин. Бродский. Империя и судьба».

Первая книга двухтомника «Пушкин. Бродский. Империя и судьба» пронизана пушкинской темой.
Пушкин — «певец империи и свободы» — присутствует даже там, где он впрямую не упоминается, ибо его судьба, как и судьба других героев книги, органично связана с трагедией великой империи. Хроника «Гибель Пушкина, или Предощущение катастрофы» — это не просто рассказ о последних годах жизни великого поэта, историка, мыслителя, но прежде всего попытка показать его провидческую мощь. Он отчаянно пытался предупредить Россию о грядущих катастрофах. Недаром, когда в 1917 году катастрофа наступила, имя Пушкина стало своего рода паролем для тех, кто не принял новую кровавую эпоху. О том, как вослед за ним воспринимали трагическую судьбу России — красный террор и разгром культуры — великие Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Блок, русские религиозные философы, рассказано в большом эссе «Распад, или Перекличка во мраке».

«Интересно, насколько Гордин легко сопрягает проблемы нашего времени с временем Пушкина, настолько же легко он рифмует время Бродского с временами Римской империи. Пушкин — до поры — питал иллюзии относительно имперской идеи, воспринимая Российскую империю как мощное организующее начало, устремленное в будущее. Он пел империю на взлете, мечтая увидеть на вершине этого взлета человека, чья личная свобода гарантируется стройной мощью государства, - говорит директор издательства Борис Натанович Пастернак. - Бродский пел империю упадка. Он пел трагедию империи. Для него сливались Российская и Римская империи и возникал некий фантом, имперская идея, которая изначально подразумевала стройную систему, укрощающую и облагораживающую хаос».

Обложка второго тома.

Герои второй части — один из наиболее значительных русских поэтов ХХ века Иосиф Бродский, глубокий исторический романист Юрий Давыдов и великий просветитель историк Натан Эйдельман. У каждого из них была своя органичная связь с Пушкиным. Каждый из них по-своему осмыслял судьбу России. У каждого была своя империя, свое представление о сути имперской идеи и свой творческий метод ее осмысления. Их объединяло и еще одно немаловажное для сюжета книги обстоятельство — автор книги был связан с каждым из них многолетней дружбой. И потому в повествовании помимо аналитического присутствует еще и значительный мемуарный аспект.

Подробности

Фото – Пресс-служба издательства

Обложка: Яков Гордин пропустил Пушкина и Бродского через судьбы империи

Другие новости раздела

Конкурс
02.05

Всероссийский фестиваль и конкурс «Юный хореограф» продолжает прием заявок

Фестиваль
Выставки
Концерты
01.05

Гавриил Лубнин вернется фестивалем искусств

Фестиваль
Конкурс
02.05

Фестиваль «Музыки мира» выбирает победителей конкурса

Музыка
01.05

Не стало Андрея Тропилло

30.04

В Петергофе открыли летний сезон

Смотреть все