Опубликовано: 14 октября 2024 года
Можаева родилась в Ленинграде в 1950 году. Она окончила Ленинградский художественно-промышленный университет имени Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени Штиглица), факультет «Промышленное искусство».
После окончания института 18 лет трудилась дизайнером во ВНИИ технической эстетики, где получила 10 свидетельств на промышленные образцы. 25 лет работала в области промышленного дизайна, графики, полиграфии и рекламы.
Ирина увлекается лоскутным шитьем более 20 лет назад. Она активно сотрудничала с лоскутным клубом «Радова». Совместные проекты «Паркеты Дворцов Петербурга» и «Сады Петербурга», где Можаева выступала в качестве руководителя, были отмечены на ежегодных фестивалях «Quilt Fest» в Москве в 2015 и 2016 годах.
Художница является членом Международной Гильдии Мастеров, участвует и является дипломантом отечественных и зарубежных выставок и конкурсов, связанных с текстилем. Работы Ирины экспонировались в Санкт-Петербурге, Твери, Мурманске, Иваново, Владимире, а также в Турку (Финляндия), Лейпциге (Германия), Праге (Чехия), Лионе (Франция) и Рабате (Марокко).
Ирина Можаева: «У меня часто спрашивают, когда и почему в моем творчестве появился текстиль. Почему лоскутное шитье? Более двадцати лет назад я попробовала технику лоскутного шитья и с тех пор считаю, что в этом виде декоративно-прикладного искусства имеется огромный арсенал изобразительных средств, техник и материалов для отображения всех фантазий и желаний, которые могут прийти в голову художника. Можно выполнить жанровые сцены, пейзаж, передать любое состояние природы и т. д.
Если в наборе художника-живописца только краски, ткача – нити, кружевницы – крючок и спицы, то у меня для создания работы есть и разноцветье красок в ворохе лоскутков, и набивные узоры, и различные текстуры. Шелк передает мерцание воды и блеск луны в темном бархатном небе. Органза создаст акварельный размыв дальнего плана в пейзаже. Вельвет и бархат – это материалы, которые своей текстурой придадут объемность переднему плану. Парча, дамаст и муар подходит для блистательных и гордых героев квилтов. Твид и тонкая шерсть придают изысканность и строгость. Вуаль, тюль и муслин выразят веселое и немного легкомысленное настроение. В моем арсенале нитки, тесьма, кружево, блестящие пайетки, все, существующее в мире шитья, используется в пэчворке. Ручная вышивка – важная составляющая моих работ. С помощью нее я добавляю штрихи света и тени, рисую иглой, как карандашом.
Пейзажи Санкт-Петербурга – это одни из первых моих работ в лоскутной технике. Я родилась и выросла в Ленинграде, живу в центре города и каждый день хожу по улицам, которые проектировали и строили великие зодчие. Пейзажная тема возникла в моем творчестве не случайно. Когда я училась в ЛВХПУ им. Мухиной (1969–1974 гг.), мы, студенты, вдоль и поперек исходили эти места, рисовали, примостившись на ступенях дворцов, занимались акварелью в Летнем и Михайловском садах. Величественная архитектура Петербурга, торжественный Летний сад, садовые решетки, ограды набережных Невы, Мойки, Фонтанки запечатлелись в рисунках и акварелях. С тех пор сохранилась большая папка студенческих работ, да и сейчас я часто делаю зарисовки на улицах города».
Фотографии предоставлены Ириной Можаевой.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться