Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой
Авторы Санкт-Петербурга онлайн

Виртуальная выставка «Северный пейзаж» Зои Ленденской-Большаковой

Опубликовано: 10 мая 2023 года

Зоя Ленденская-Большакова закончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академия имени А. Л. Штиглица (бывшее училище им. В.И. Мухиной) кафедру декоративных тканей в 1992 году. Член Союза Художников России с 1999 года. Работает в различных техниках,  таких как ручное ткачество, войлок (в большей мере), ручная бумага (папье-маше), роспись по ткани.

Сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга (неформальное творческое объединение существует с 1995 года), куратор выставок и проектов. 
Личный сайт – www.feltandpaper.net

Приглашаем в один из ее миров — в мир Севера ее глазами!
Зоя Ленденская-Большакова. Автор: Дмитрий Песочинский. Из личного архива

– Что вы считаете Севером? Это может быть Русский Север, это может быть сторона света, это могут быть страны Северной Европы...
–  Северный пейзаж в моей трактовке не имеет точной привязки к какой либо стране. Это просто место, где прохладно, спокойно и мало людей. Согласитесь, когда слышишь, просто слышишь, словосочетание «южный пейзаж», то автоматически перед глазами возникает совершенно определенная картинка. А Север – любой север, это совершенно другой мир, другая концепция. То есть Северный пейзаж в моём мире – это просто символ, знак, объект, может быть даже частично выдуманный.

–  Какая идея легла в основу в серии «Северные пейзажи»?
– Идея передать состояние отрешенности и спокойствия, медитативное состояние. И раскрыть потенциал валяной шерсти, которую многие воспринимают как просто… валенок. Здесь, наверное, нужно немного рассказать о материале, в которым выполнена моя серия. Войлок – это свалянная шерсть. Если гобелен – другая техника, в которой работают многие мастера художественного текстиля, предполагает использование нити, то в валянии используется первооснова шерсти – волокно. И сама техника древняя, очень древняя. Есть миф, в котором историю возникновение войлока связывают с Ноевым ковчегом. Якобы Ной в загоне, где содержались овцы, обнаружил первый на земле валяный ковер. Шерсть, которая во время путешествия падала на землю, под воздействием влаги и механического воздействия (копыта овец) превратилась в плотный монолитный материал. Примерно так же и я изготавливаю свои панно, только вместо копыт у меня руки и малая механизация – машинка для ошкуривания деревянных поверхностей, немного модернизированная. Я раскладываю волокна непряденной шерсти, иногда это совершенно необработанная шерсть, только состриженная с овцы и хорошо, если промытая. Сам раскладки шерсти уже одна сплошная медитация. Далее смачиваю раскладку мыльным раствором и непосредственно валяю, обрабатываю шерстяной слой. Можно сказать, что сам материал подсказывает и идею и воплощение и стилистику и стилизацию панно. Шерсть руководит мной. На данный момент я пошла дальше и стала использовать в работах этой серии не только валяние, но и ручное ткачество, вторую древнейшую технику. Но только в сочетании с валянием.

Почему тема вас лично заинтересовала?
– Когда я начала работать с шерстью, как основой для создания картин-панно, то практически сразу у меня стало получаться то, что вы видите. Как многие художники говорят, что они только проводник для мироздания – так я могу сказать, что ничего другое у меня и не «валяется». Только такие пейзажи. Казалось такой материал, как шерсть, уже сам по себе предполагает что-то тёплое, но возможно здесь и содержится объяснение – шерсть и холод, антагонизм и сосуществование.
 «Северный пейзаж», диптих, шерсть, войлоковаляние, 180 х 90 см. 2010 г.
 «Северный пейзаж №1» , шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г.
«Северный пейзаж №2» , шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г.
«Тихие шаги за ночным окном», двухсторонний ковёр, шерсть, войлоковаляние, 132х180 см., 2011
 «Гора» диптих, войлок, войлоковаляние, вышивка, 180х110 см., 2013 г.
 «Северная симфония», триптих, шерсть, войлоковаляние, 275х84 см., 2018 г.
«Остров в облаках», объект, шерсть, войлоковаляние, ручное ткачество, 20х20х15 см., 2017 г.
«Льды» триптих, ручное ткачество, войлок, смешанная техника, 160 х 50 см., 2018 г.


Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Авторы Санкт-Петербурга онлайн
Виртуальная выставка
08.04

Виртуальная выставка «От сотворения мира до Гагарина: космос глазами художников»

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
225-летие Александра Пушкина
12.04

Алёна Пескова: «Театральный костюм - это психологический портрет героя»

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
27.05

Виртуальная выставка «С Петербургом в сердце»

Виртуальная выставка
225-летие Александра Пушкина
04.06

Как представляют себе Пушкина петербургские художники

Виртуальная выставка
30.09

Художница Татьяна Власова создала текстильный Петербург

Смотреть все