Александр Соловьёв: «Каждый день видеть эту красоту – счастье»
Интервью

11 декабря 2023 года

Александр Соловьёв: «Каждый день видеть эту красоту – счастье»

Интервью с музыкальным руководителем и главным дирижером Михайловского театра.

Фото: пресс-служба Михайловского театра
В ноябре 2023 года Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр отметил 190 лет со дня основания. «Культура Петербурга» встретилась с его музыкальным руководителем и главным дирижером Александром Александровичем Соловьёвым.
Фото: пресс-служба Михайловского театра

– Михайловский – один из известнейших и популярных площадок города. В чем изюминка театра?    
Александр Александрович Соловьёв    – Думаю, это особая атмосфера: какое-то уникальное сочетание истории и современности. Михайловский – уютный, почти домашний и одновременно – имперский, блестящий, по-настоящему столичный театр.

Кроме того, Михайловский действительно ориентирован на зрителя. Здесь очень многое делается для его удобства. Например, самым маленьким гостям выдают особые подушечки: дети садятся на них, чтобы лучше видеть сцену. В зале традиционно присутствуют люди с ограниченными возможностями, и мы всегда рады им. Театр поддерживает пенсионеров и студентов: они могут приобрести билеты на спектакли с большой скидкой. Многие постановки рассчитаны на семейный просмотр.
    Есть и другие особенности. Скажем, сцена Михайловского достаточно вместительна для балета, но не так велика, чтобы артистам требовалось форсировать голос в опере.
 
– Вы не первый год являетесь музыкальным руководителем Михайловского. Театр – это живой организм: неожиданный и яркий, но, в то же время, отточенный и изнуряющий. Изменился ли Ваш взгляд на работу? Возможно, произошли какие-то открытия?
Александр Александрович Соловьёв   – В Михайловском много возможностей и для творчества и для кропотливого труда, улучшающего качество исполнения. Моя работа может быть предельно персонифицирована, я могу уделить каждому певцу столько времени, сколько требуется. Как правило, репетиционный процесс организован так, что получается тщательно отшлифовывать с оркестром малейшие детали.

Открытия... Ежедневно я открываю для себя лучшие качества наших музы-кантов. Поверьте: это дорогого стоит.
 
– Что важнее для Михайловского – продолжать традиции классической оперной и балетной сцены или развивать современные грани творчества? Как поддержать баланс, и в чем он состоит?
Александр Александрович Соловьёв   – В советское время театр был ориентирован, во многом, на экспериментальные постановки. Теперь, когда все критерии крайне размыты, и новизну часто путают со вседозволенностью, а академические традиции – с рутиной и музейной пылью, мы стараемся сохранить баланс между творческим поиском и здоровым академизмом, стремимся неизменно оставаться в рамках хорошего вкуса.

Основная задача – постараться всегда оставаться интересными зрителю, не теряя, при этом, качества исполнения. На самом деле, это довольно сложно: ведь театр – это всегда рассказ о вечных ценностях и, в том числе, о любви. Причем говорить нужно так, чтобы тебя услышали и поняли, но, используя не бытовую, «кухонную», а особую – высокую речь.
 
Фото: пресс-служба Михайловского театра
– Вас вдохновляет работа с современными композиторами?    
Александр Александрович Соловьёв   – К сожалению, у нас не так много возможностей, как бы хотелось, в этом отношении. В настоящее время мы можем только с очень большой осторожностью пополнять репертуар театра: причин тому несколько, и для рассказа о них требуется отдельный разговор...

Конечно, когда названий в репертуаре не так много, обратиться к какому-то совсем новому сочинению – известный риск. Все же у нас есть некоторые планы в этом отношении, но тут должно многое совпасть: интересный и перспективный композитор, значимый сюжет, а также сам формат созданного сочинения, который подойдет именно нашему творческому коллективу, учтет его возможности и подчеркнет сильные стороны.
 
– Расскажите, без чего не может существовать театр?    
Александр Александрович Соловьёв   – Думаю, на этот вопрос ответить очень легко, особенно после времени ограничений, связанных с пандемией: конечно же, театр не может существовать без зрителя!





 
– Какая Ваша любимая книга (фильм, музыкальное произведение)? Поделитесь с нашими читателями.    
Александр Александрович Соловьёв   – На такой вопрос нельзя ответить односложно. Конечно, невозможно представить свою жизнь без музыки Баха, Моцарта, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича... Что касается литературы, живописи, кинематографического искусства – у меня сейчас тот период, когда хочется снова и снова возвращаться к ранее прочитанному и просмотренному – а это, конечно, шедевры мировой классики...


 
– Вы можете путешествовать по всему театру и бываете там, где не ступала нога зрителя. Если не секрет, есть ли у Вас любимое место в Михайловском?    
Александр Александрович Соловьёв   – Мой рабочий кабинет находится рядом с музеем театра: он расположен высоко, под самой крышей. Там с двух сторон окна – на площадь Искусств, на памятник Пушкину, на Русский музей... Честно говоря, дух захватывает, когда ощущаешь, что находишься на одной волне с городом, дышишь вместе с ним... Каждый день видеть эту красоту – тоже счастье.


 
Михайловский театр / Фото: Алёна Абрамова
– При входе в театр нас встречают элегантные капельдинеры, на сцене дивы блещут нарядами, созданными талантливыми художниками по костюмам. Как Вы считаете, важно ли, чтобы зрители соблюдали театральный дресс-код?
Александр Александрович Соловьёв   – Это вопрос удобства зрителя и его внутренней свободы. Если хорошо себя чувствуешь в театре в джинсах – что ж... Наверное, нужно только постараться, чтобы твой внешний вид не уничтожал для окружающих атмосферу праздника. Но ведь кто-то буквально бежит на спектакль с учебы, или с работы...

Хотя в целом не могу не отметить, что петербургская публика, как правило, одевается весьма элегантно: чаще – неброско, но неизменно с хорошим вкусом.
 
– 8 ноября Михайловский театр отметил 190-летие. В этот день прошел грандиозный гала-концерт Аиды Гарифуллиной. 16 ноября в театре при участии мировых звезд оперы и балета состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского международного культурного форума. Какими еще сюрпризами порадует новый театральный сезон?
Александр Александрович Соловьёв   – 190-й театральный сезон мы открыли премьерой оперы «Кармен». В качестве оперного режиссера дебютировал главный хореограф Михайловского театра, Начо Дуато – что само по себе стало сюрпризом для публики. Затем последовала очень интересная, на мой взгляд, постановка балета «Светлый ручей» Шостаковича: балетмейстером выступил Александр Омар, который буквально на наших глазах становится очень перспективным хореографом.

Сейчас театр начинает подготовку к новой премьере. В качестве оперного режиссера выступит Владимир Кехман: им задуман спектакль «Дама с камелиями». Безусловно, проект обещает быть интересным.
 
– Театр ежегодно представляет интереснейшие оперы, балеты и музыкальные программы. Какие проекты Вы мечтаете воплотить?
Александр Александрович Соловьёв   – Наш театр носит имя Модеста Петровича Мусоргского: разумеется, моя мечта – возвращение в репертуар опер этого гениального композитора: и «Борис», и «Хованщина» шли на этой сцене в 1980-е годы.

Скажем, «Хованщину» сейчас у нас поставить – очень трудная задача: слишком масштабная опера, тут требуется какое-то особенное решение. А вот первая редакция «Бориса Годунова» нам вполне по плечу. Однако, как Вы сами заметили, театр – сложное производство, и здесь должно совпасть множество обстоятельств.
    Кроме того, мне представляется крайне важным участие оркестра в концертных программах: по-моему, только так он может расти и развиваться. В этом отношении у нас возможности пока довольно скромные, но, что не может не радовать, такие программы регулярно звучат. Выступаем мы не только на сцене театра – что само по себе замечательно, потому что оркестр выходит из ямы и выдвигается на первый план – но и в священных для любого музыканта стенах Филармонии. Это настолько высокая ответственность и требует такой высокой концентрации, что подобные концерты дают бесценный опыт.

Конечно, мечтаю, что у нас получится поработать над концертными программами из сочинений Брамса и Малера: мне представляется, что для оркестра сейчас это было бы исключительно полезно.

А еще меня по-настоящему радует, что наши музыканты постоянно проявляют инициативу, предлагают различные камерные программы и с удовольствием выступают с ними в Михайловском театре. Работать с хорошими музыкантами – мечта дирижера, а если это еще и заинтересованные, неравнодушные люди – настоящее человеческое счастье.
 
– И, напоследок, расскажите о Ваших любимых местах в Петербурге?
Александр Александрович Соловьёв   – Для меня Петербург начинался с Большого зала Филармонии. Он навсегда остался для меня священным местом. Здесь волей-неволей испытываешь трепет – уж больно стены «намолены» поколениями композиторов, исполнителей, слушателей...

В Петербурге я живу всего несколько лет: наверное, это даже хорошо, потому что каждый день ощущаю его особенность, необыкновенность. Постоянно чувствую радость от общения с городом.
    И если раньше для меня – как, наверное, для очень многих, любящих Питер, но не живущих здесь – город ассоциировался с его центром – домом Пушкина на Мойке, Конюшенной площадью, Летним садом – то теперь география любимых мест существенно расширилась. Очень люблю Екатерингофский парк, особенно когда там цветет черемуха. Люблю старую Коломну... Вообще, это удивительные места: Новая Голландия, Семимостье, Никола Морской, Английский проспект, Фонтанка, Троицкий Собор, сады – Измайловский и Юсуповский...

Не устаю каждый раз признаваться в любви этому удивительному городу...
Набережная реки Фонтанки / Фото: Алёна Абрамова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все