Фотографии представлены организаторами проекта.
Интервью

22 апреля 2024 года

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

25 апреля БКЗ «Октябрьский» вновь соберет на своей сцене созвездие популярных исполнителей и представит новые имена лауреатов Санкт-Петербургского конкурса «Весна романса». Ежегодный праздник проводится на протяжении многих лет и уже стал доброй петербургской традицией. Портал «Культура Петербурга» побеседовал с организатором проекта, председателем Фонда «Петербургский романс» Галиной Ковзель.


Каждый гала-концерт «Весны романса» уникален. Какие сюрпризы ждут публику на этот раз?

— Программа нашего концерта, как всегда, будет очень яркой и разнообразной. В первом отделении прозвучат в основном известные старинные и городские романсы начала XX века, во втором — современные версии произведений и лирические песни. Слушатели смогут оценить работы победителей этого года: Владимира Ушакова, Андрея Косинского, Евгения Казановского, других композиторов и авторов. В честь 90-летнего юбилея Анатолия Кальварского прозвучит два его романса.

photo_2024-04-23_11-03-40.jpg

Гала-концерт — это всегда кульминация и завершение ежегодного конкурса молодых исполнителей «Весна романса». Самым главным сюрпризом каждого творческого состязания становится открытие новых имен, многие из которых впервые выходят на сцену БКЗ «Октябрьский» и поют в сопровождении оркестра. В этом году на третий тур прошли девятнадцать участников, молодых талантливых профессионалов. Это достаточно большая цифра для финального тура, и жюри единодушно проголосовало за заслуженное присуждение звания лауреатов 10 молодым исполнителям.

Обладателями первых премий стали Мария Митюрева из Москвы, Наталья Макарова и Сергей Чепурко из Петербурга. 

Мария Митюрева, выпускница ГИТИСа, поразила мастерством своего вокала и пониманием самой сути жанра романса. Оригинальность ее интерпретациям помог придать московский пианист и композитор Евгений Волков, который был отмечен на конкурсе специальной премией имени Михаила Аптекмана. 

Высокий уровень исполнительского мастерства в жанре городского романса продемонстрировала выпускница Санкт-Петербургской консерватории Наталья Макарова. Обаяние и актерская манера солиста музыкального театра «Зазеркалье» Сергея Чепурко помогли ему наряду с Первой премией завоевать еще и Приз зрительских симпатий.

Хороший голос и понимание жанра романса показали обладатели второй премии Даниил Казаков (баритон) и Павел Негановский (тенор). В конкурсе приняли участие исполнительницы русских народных песен Юлия Черняновская и Ольга Плотникова, которые очень стремятся сказать свое слово и в жанре романса, и это у них получается.

Третью премию разделили: самобытная певица, артистка петербургской эстрады Яна Рожкова и исполнительницы из Москвы с хорошей академической вокальной школой Яна Коломиец и Елена Дружинкина.

Интерес к романсам проявляют и юные исполнители. Для этой категории участников у нас есть специальный приз «Надежда романса», на этот раз его завоевал Григорий Туркин, обладатель мягкого тенора. 

Все победители примут участие в гала-концерте «Весна романса», и публика сможет услышать артистов, начинающих свой путь в жанре.

Долгое время романс был распространен только в условиях домашнего и салонного музицирования. Многие до сих пор воспринимают этот жанр как любительское творчество. Так ли это, на Ваш взгляд?

— Романс — такой жанр, который можно исполнить где угодно, в отличие от оперного искусства, требующего большой сцены и театрального действия. Романс — маленький фрагмент твоей жизни, рассказ, исповедь, где исполнитель делится со зрителем своей историей, переживаниями, чувствами. А значит, подобные произведения могут звучать как дома, так и на большой эстраде.

Подобно другим камерным жанрам, романс исполнялся в XIX веке в салонах. В это время не было эстрадных площадок, и камерная музыка звучала в основном в домашних красивых залах для приема гостей. Однако это не было любительским музицированием, романсы писали профессиональные композиторы: Гурилев, Варламов, Глинка, Булахов и многие другие. Такие произведения были в репертуаре большинства знаменитых певцов.

photo_2024-04-23_11-03-43.jpg

Городской романс начала ХХ века испытал влияние городской песни, однако и его исполнителей нельзя назвать любителями — достаточно вспомнить таких корифеев жанра, как Александр Вертинский, Анастасия Вяльцева, Юрий Морфесси, Варвара Панина. В СССР романс с 30-х годов был в изгнании, считался пережитком буржуазной культуры, упадническим искусством. Его не пускали на большую сцену, и тогда он, действительно, ограничивался домашним звучанием. Однако и тогда были выдающиеся представители этого искусства: Галина Карева, Борис Штоколов, Изабелла Юрьева. Самый яркий представитель городского романса — Валерий Агафонов — не имел музыкального образования, при этом он был гениальным исполнителем, равных которому нет и по сей день. Много сделали для возвращения любимого жанра на эстраду Алла Баянова, Пётр Лещенко, Вадим Козин, Изабелла Юрьева и многие другие.

Ваше первое образование связано с железнодорожным транспортом, второе — с театром и эстрадой. Что привело Вас к романсу?

— С пятого класса моя жизнь связана с гитарой, я окончила музыкальную школу по классу этого инструмента. Имея природный вокальный голос, много пела под гитару, была руководителем школьного ВИА, затем выступала с известным музыкантом Александром Виницким с циклом концертов «Встреча с гитарой и песней», где исполняла романсы. Пела также с эстрадным оркестром в парках и перед сеансами в кинотеатрах, выступала в дуэте с певцом и гитаристом Сергеем Олейниковым. Моя молодость была напрямую связана с творчеством... Но мне еще удалось окончить Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, где два последних года я занималась научной технической работой под руководством профессора Михаила Георгиевича Шалимова, который был еще большим знатоком русской музыки и литературы.

photo_2024-04-23_11-03-18_2.jpg

Поступив в Ленинградский театральный институт, я окончила его сразу по двум специальностям — как актриса драмы и кино (класс Владимира Викторовича Петрова), и певица эстрады (музыкальный курс Исаака Романовича Штокбанта). Во время учебы в театральном институте я познакомилась с Александрой Александровной Пурцеладзе, которая преподавала нам русскую литературу и рассказывала об исполнителях романса, а также об истории жанра, которую не найти было ни в каких книгах. Этот педагог сама была живой историей, и ее учеником был в свое время Валерий Агафонов. Тогда же я познакомилась и подружилась с Татьяной Агафоновой, вдовой Валерия. Александра Александровна, почувствовав мой интерес к романсу, приглашала меня к себе домой, я записывала все ее рассказы о жанре, пройдя фактически ту же школу, которую прошел Агафонов. Знания нашего петербургского романса мне достались от нее. 

Первый гала-концерт «Праздник романса» в БКЗ «Октябрьский» мы организовывали совместно с режиссером Николаем Полищуком, с которым учились в театральном институте на параллельных курсах. Очень помог мне тогда председатель Комитета по культуре тех лет Владимир Петрович Яковлев, у которого я тоже занималась в вузе, слушая его курсы по истории Петербурга. Исполнение романсов под гитару на концертах Андрея Павловича Петрова позволили мне ближе познакомиться с выдающимся композитором, деятелем и большим знатоком романса, добрым и открытым человеком, который в дальнейшем возглавил наш конкурс «Весна романса». Впитав все, что мне дали мои наставники и учителя, я занимаюсь продвижением жанра на протяжении 26 лет. Считаю, что ту информацию, которую я получила, теперь обязательно должна передать молодому поколению исполнителей.

В концертных программах звучат старинные, классические, городские и цыганские романсы. Какая из жанровых разновидностей Вам особенно близка? 

— Особенно притягателен для меня городской романс начала ХХ века, который ближе всего к песенному жанру. Именно его пел Валерий Агафонов, и все, что он делал, мне очень импонирует. Мы считаем себя продолжателями творчества мастера, он возродил этот жанр и дал ему новое дыхание. Городской романс в те годы чаще всего исполнялся под гитару. И я пела его также, и училась на записях исполнительскому мастерству у Агафонова. Гитара была рядом со мной всю мою жизнь, и это то, что вложено в меня с детства.

Первый конкурс исполнителей в жанре романса, как известно, состоялся в Петербурге более 100 лет назад. «Весна романса», которая существует уже четверть века, успешно продолжает эту традицию. Как, на Ваш взгляд, изменился жанр романса за прошедшее время?

— Он изменился существенно, сейчас романс звучит с большой сцены, приобрел новое звучание и аранжировки. На романс всегда оказывали влияние многие жанры: классика, народная музыка, цыганская песня, в наше время – еще и различные современные стили, эстрадная и авторская песни. Все эти элементы переходят в жанр – гармонически, интонационно, вокально. Но сохранилась и должна сохраняться традиция исполнительского мастерства городского романса — определенная интонация и вокальная школа, актерское существование. К сожалению, у нас нигде не обучают этому систематизированно, мы занимаемся в основном на записях выдающихся исполнителей прошлого.

photo_2024-04-23_11-03-49.jpg

В романсе невозможно быть безликим. Романс — это личное представление о музыке и тексте, исполнитель передает свои чувства залу. Жанр романса очень многогранен. Направлений в этом жанре много, но все их объединяет одно: ты - личность, общаешься со зрителями и несешь публике то, что воспринимаешь как свое. Романс — это откровение своей души, своих чувств.

Певец должен быть на одной волне со зрителями, достучаться до их сердец, а это возможно только тогда, когда исполнитель искренен, когда рассказывает о простых чувствах, которые есть у каждого. Слушатель погружается в атмосферу того, что транслирует вокалист. В результате возникает соединение сердец, звучит исповедь. В романсе нельзя быть ненастоящим, фальшивым. Если изображать романс, показать только свои вокальные возможности, а не быть откровенным, то публика не примет.

Стремятся ли современные исполнители к сохранению традиций прошлого, и что нового они привносят в этот жанр сегодня?

— Большинство современных исполнителей, к сожалению, не знают традиций. Очень редкое исключение, когда поют романс, и ты чувствуешь, что певец что-то знает об этом жанре. Чаще всего приходят те ребята, которые где-то и что-то слышали, и пытаются подражать или копировать. Они начинают играть в романс, изображать страдания. Многие исполнители грешат этим. Поэтому молодежь и не любит подобные песни, и называет их бабушкиным искусством. Игра в романс отталкивает, публика не верит. По-настоящему хорошее исполнение не может не затронуть чувства любого человека. Человеческая душа всегда реагирует на настоящее. Только искренние чувства обладают силой, притяжением и в хорошем смысле магнетизмом.

Что предпочитают петь современные исполнители — популярные романсы, проверенные временем, или произведения современных композиторов на стихи нынешних поэтов?

— На нашем конкурсе существуют требования обязательного исполнения двух романсов: городского и современного. Но, как я и говорила ранее, молодые певцы приходят совсем неопытными. Благодаря нашему конкурсу, мастер-классам, ребята учатся и открывают для себя новый музыкальный мир. Выбрать правильный репертуар помогают грамотные педагоги проекта, которые ориентируют молодых исполнителей на различные направления городского романса.

Ребята счастливы, когда у них начинает получаться. И именно тогда возникает понимание жанра. Еще одна из важных особенностей направления - есть основа, но каждый певец вкладывает в исполнение себя самого, и результат получается совершенно различный. В этом можно убедиться, послушав записи Аллы Баяновой, Петра Лещенко и других.

photo_2024-04-23_11-03-51.jpg

У Вас много проектов. Вы были автором музыкального абонемента «Романс вчера и сегодня», ведущей программы «Музыкальная гостиная» на канале «Теледом» и рубрики «Любимые песни» в программе «Доброе утро» на канале «Санкт-Петербург». Планируете ли возобновить какие-то из них или создать новые проекты?

— Мы все время в движении, не останавливаемся на достигнутом, создаем новое. Как, например, «Заводские таланты», которые организовали в этом году совместно с Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. 

Мероприятие возрождает традиции досугового музицирования среди работников заводов и промышленных предприятий. Конкурс выявляет по-настоящему талантливых людей. Например, в «Северных Верфях» нас приятно удивили двое исполнителей, они хорошо поют и пишут собственные песни. Один - про завод, второй — про наш город. Много вокальных ансамблей, дуэтов, большинство, помимо вокала, хорошо владеют музыкальными инструментами. Поразил нас один заводской парень — самородок, от природы чистейшая интонация и поставленный голос. Талантов в нашем городе достаточно, мы их реально видим и искренне хотим помочь реализоваться. Победителей конкурса «Заводские таланты» собираемся представить в осеннем гала-концерте «Праздник романса "Петербургская осень"». Думаю, это будет настоящее открытие для петербургской публики.

Фотографии представлены организаторами проекта.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

Смотреть все