Евгения Латонина: «Целительная сила театра – это диалог»
Интервью

Евгения Латонина: «Целительная сила театра – это диалог»

Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины».

Опубликовано: 27 июня 2023 года

В июне завершился масштабный театральный фестиваль-лаборатория «ЛЕТИ». На сцене выступило 536 артистов разных возрастов, приехавших со всей России, а среди участников были инклюзивные коллективы. О важности театрального сообщества для детей, сложностях в организации такого события и терапевтических свойствах сцены – читайте в беседе «Культуры Петербурга» с организатором фестиваля и художественным руководителем театра-студии «Горошины» Евгенией Латониной.

Руководитель театра-студии «Горошины» Евгения Латонина. Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины».
– Если театрам со «взрослыми» труппами фестивали нужны в первую очередь для профессионального развития, то для чего нужны такие мероприятия детским коллективам?

– Детским коллективам фестивали нужны даже больше, чем профессиональным театрам. Ведь эти события обеспечивают колоссальный творческий рост. Представьте себе: за ограниченный промежуток времени ребятам нужно поставить новую, максимально внятную работу, справляясь с разными форс-мажорами, которые неизбежно возникают во время фестивалей. Детям необходимо быстро адаптировать спектакли к другой площадке, к другому зрителю.

Во время фестивалей в одном месте собираются театралы, предпочитающие разные жанры и направления, и дети из различных регионов и с непохожим сценическим опытом - получается настоящий культурный калейдоскоп. Сталкиваясь с таким многообразием, ребята учатся. Зарождается сообщество людей, занятых одним делом. Это позволяет общаться и обмениваться знаниями.

Для организующей стороны фестивали – это возможность расширить поле зрения. На таких мероприятиях можно посмотреть, кто чем занимается и какие новые пьесы ставит. Всегда любопытно видеть уже знакомые по другим событиям творческие объединения. Допустим, два-три года назад Вы уже видели читки каких-то новых пьес, а сейчас можете понаблюдать за тем, как из тех работ вырастают в целые спектакли. На круглых столах есть возможность обсудить с коллегами этот прогресс, обменяться комментариями и советами.

Не стоит забывать о том, что у многих любительских детских коллективов иногда может не быть своей площадки. И это является серьезной проблемой: ты создаешь, репетируешь и выпускаешь спектакль, а играть его на постоянной основе не можешь - негде. Так юные актеры остаются без постоянной сценической практики. Фестивали решают эту проблему. После них, как правило, дети и руководители театральных студий возвращаются домой и ощущают мощный скачок в творческом развитии. Это чувство подстегивает к еще большему росту.

– Студия «Горошины» работает в Петербурге уже больше пяти лет. Почему именно сейчас Вы почувствовали, что пора создавать такой фестиваль?

– Давно мечтала о своих конкурсах и фестивалях. Этот театральный сезон стал решающим. У нас появилась Сцена Первая – профессионально оснащенное пространство для показа спектаклей. Могу сказать, что наличие собственной площадки – очень важный момент. Появляется желание делиться своим ресурсом с другими коллективами.

Так, в этом году мы организовали зимние театральные игры «ВообраЗИ!» – конкурс спектаклей малой формы и летние театральные игры «ЛЕТИ!» - масштабный фестиваль-лабораторию. Эти мероприятия, в которые входят конкурс с разными номинациями, мастер-классы, телемосты и круглые столы, а для показов спектаклей инклюзивных коллективов выделен отдельный день.

На решение организовать фестиваль повлияла и поддержка моей команды, за что я очень благодарна. На этапе идеи это все казалось фантастичным и неподъемным, но вместе нам удалось справиться со всеми задачами.
Театральное выступление. Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины».

– Что было самым сложным в организации фестиваля, а что самым легким?

– Сложность была в том, что отбор спектаклей мы были вынуждены проводить по видеозаписям. Есть огромная разница между тем, что видно на экране и вживую, когда находишься в зрительном зале. В первом случае можно упустить какой-то важный момент, который влияет на восприятие постановки. С организационной точки зрения сложно далась работа с инклюзивными коллективами. Это взаимодействие требует огромной внимательности и учета потребности каждого.

Даже как-то смешно говорить о сложностях после того, как фестиваль закончился. Потому что с высоты этого опыта прошлые вызовы уже воспринимаются как точки роста. Ты их преодолеваешь, и больше они не кажутся тебе чем-то страшным.

Хочу ответить на вторую часть вопроса: самое легкое и приятное – это наслаждаться фестивальной атмосферой и получать обратную связь от коллег.

– Как Вы обеспечиваете комфорт инклюзивным коллективам на фестивале?

– Для комфорта инклюзивных коллективов мы выделили отдельный день специально под показы их спектаклей, чтобы ребята могли готовиться к выступлениям в удобном для себя темпе. Ведь чем больше выступающих, тем больше суеты. При этом наша площадка, как и многие другие театральные сцены, не приспособлена для людей с физическими и ментальными отличиями. В этом плане фестиваль показал нам особенности нашего пространства, которые мы будем обсуждать и дорабатывать.
Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины».

– Как много детей и подростков, которые занимаются в театр-студии «Горошины», в будущем связывают свою жизнь с театральными профессиями?

– Большинство ребят выбирает творческие профессии: становятся актерами, режиссерами, театральными художниками или дизайнерами. Есть те, кто остается с нами и после школы. Это студенты, которые переходят во взрослые группы и продолжают учиться вместе с нами.

Не так важно, какой путь выберут наши ученики: станут они инженерами и юристами или актерами и режиссерами. Важно, чтобы в их жизни присутствовало творчество – как способ исследования этого мира, как модель поведения и решения разных жизненных вопросов.

– Почему некоторые родители опасаются театрального будущего для своих детей?

– Родители в принципе опасаются любого безденежного и нестабильного будущего для своих детей. К сожалению, вокруг театральной профессии сформировался этот миф: «Если ты станешь актером театра, то у тебя не будет денег, а в кино, где зарплаты в разы выше, невозможно пробиться». Во многом это искаженное представление. В каждой профессии всегда есть риск остаться без высокого дохода и признания. Если человек в любой удобный момент лежит и смотрит в потолок, то ему будет сложно чего-то достичь.

Понятно, что ежегодно из театральных вузов выпускается много актеров, на всех театров и съемочных площадок не хватит – все-таки предложение больше спроса. При этом очень многое зависит от активности самого человека, его компетенций, эрудиции и образованности, гибкости и способности к обучению новому. Поэтому нельзя стоять на месте, нужно постоянно развивать себя.

Родителям, которые сомневаются, я бы сказала, что нужно не беспокоиться за ребенка, который выбрал творческую профессию, а радоваться. Когда у юного человека растут крылья от того, чем он любит заниматься, его нужно поддержать. Есть люди, которые вообще не понимаю, кто они и какова их миссия. Всю жизнь болтаются на каких-то случайных работах. Вот это настоящая беда: никогда в своей жизни так и не понять, чего ты хочешь.

Просыпаться в пять утра от любви к своему делу, придумывать и преодолевать ради него любые трудности – это радость. По себе могу сказать, что огромная часть моего счастья в жизни – это моя работа.
Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины».

– Какие навыки получают дети-актеры и как эти умения помогают им в других сферах жизни?

– Все, чему учатся у нас в студии, – актерское мастерство, сценическая речь, пластика, танец, вокал и даже фехтование – комплексно развивает личность человека. Моя дочь в «Горошинах» с четырех лет, поэтому я очень хорошо вижу, как это влияет на ребенка. Появляется концентрация и внимание, развивается воображение, тренируется умение работать в команде и взаимодействовать с партнером, растет уверенность в себе. Среди более прикладных умений и особенностей – навык публичных выступлений, грамотная речь и поставленный голос. Это пригодится в любой профессии: будь ты менеджер по продажам или человек публичной профессии – общественный деятель, политик.

Самое главное, что, занимаясь в театре, ребенок учится познавать мир. Мы лишь даем инструменты, с помощью которых он может это делать: прививаем любовь к литературе, к хорошему кино и музыке, к музеям, а также к непрерывному саморазвитию. Потому что образованного человека можно отличить по его насмотренности и начитанности.

– Бывали ли в Вашей практике случаи, когда театр помогал ребенку справиться с психологическими проблемами?

– По поводу каких-то психиатрических явлений вроде ПРЛ, конечно, стоит консультироваться только с профильным специалистом, но, если это проблемы с гиперактивностью или концентрацией внимания, то, по моему опыту, театр обычно справляется с ними. Подростковой возраст или, как мы его называем, период «турбулентности» с его зажатостью, стеснительностью, неловкостью в коммуникации со сверстниками тоже легче проживать в театре. Актерские тренинги отлично работают с каждой проблемой. Поэтому, когда я слышу, как родители беспокоятся по поводу каких-то психологических зажимов своего ребенка, обычно говорю: «Ведите скорее к нам! Мы справимся с этим».

– Как Вы думаете, в чем целительная сила театра?

– Кому-то, наверное, театр поможет эскапизмом: можно создать свой собственный мир, чтобы на время укрыться от проблем реальности. На самом деле, в этом нет ничего плохого. Иногда в ситуациях, когда мы испытываем страх или ощущаем свою уязвимость перед чем-либо, нам жизненно необходимы безопасные пространства. Они нужны, чтобы переждать бурю, залечить раны, поднакопить силы и потом продолжить свой путь.

Целительная сила театра еще и в том, что это творчество. Оставаясь собой, ты можешь быть другим, на что-то решиться, чего-то попробовать, осмелиться что-то сделать.

Целительная сила театра – это диалог. Он происходит не только между актером и зрителем. Это диалог с автором пьесы, с самим собой, со временем и окружающей действительностью. В театре можно поднимать важные проблемы и свободно предлагать решение, в которое ты действительно веришь. Любопытно то, что всегда можно найти способ, как начать этот диалог, но ты никогда не знаешь, как именно он закончится.
Вручение награды. Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
08.11

Евгения Давыденко-Мурахтанова: «Театр — это живое и развивающееся дело»

Световое искусство
Форум
21.10

Да будет свет!

Свет как лекарство

11.12

Александр Соловьёв: «Каждый день видеть эту красоту – счастье»

«Культура Петербурга» взяла интервью у Александра Соловьёва - музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра.

Победа
Блокада Ленинграда
08.05

Екатерина Мурина: «Чайковский спас нас от голода!»

Фестивали
Театр
02.10

Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед»

Смотреть все