Опубликовано: 27 июня 2023 года
– Если театрам со «взрослыми» труппами фестивали нужны в первую очередь для профессионального развития, то для чего нужны такие мероприятия детским коллективам?
– Детским коллективам фестивали нужны даже больше, чем профессиональным театрам. Ведь эти события обеспечивают колоссальный творческий рост. Представьте себе: за ограниченный промежуток времени ребятам нужно поставить новую, максимально внятную работу, справляясь с разными форс-мажорами, которые неизбежно возникают во время фестивалей. Детям необходимо быстро адаптировать спектакли к другой площадке, к другому зрителю.
Во время фестивалей в одном месте собираются театралы, предпочитающие разные жанры и направления, и дети из различных регионов и с непохожим сценическим опытом - получается настоящий культурный калейдоскоп. Сталкиваясь с таким многообразием, ребята учатся. Зарождается сообщество людей, занятых одним делом. Это позволяет общаться и обмениваться знаниями.
Для организующей стороны фестивали – это возможность расширить поле зрения. На таких мероприятиях можно посмотреть, кто чем занимается и какие новые пьесы ставит. Всегда любопытно видеть уже знакомые по другим событиям творческие объединения. Допустим, два-три года назад Вы уже видели читки каких-то новых пьес, а сейчас можете понаблюдать за тем, как из тех работ вырастают в целые спектакли. На круглых столах есть возможность обсудить с коллегами этот прогресс, обменяться комментариями и советами.
Не стоит забывать о том, что у многих любительских детских коллективов иногда может не быть своей площадки. И это является серьезной проблемой: ты создаешь, репетируешь и выпускаешь спектакль, а играть его на постоянной основе не можешь - негде. Так юные актеры остаются без постоянной сценической практики. Фестивали решают эту проблему. После них, как правило, дети и руководители театральных студий возвращаются домой и ощущают мощный скачок в творческом развитии. Это чувство подстегивает к еще большему росту.
– Студия «Горошины» работает в Петербурге уже больше пяти лет. Почему именно сейчас Вы почувствовали, что пора создавать такой фестиваль?
– Давно мечтала о своих конкурсах и фестивалях. Этот театральный сезон стал решающим. У нас появилась Сцена Первая – профессионально оснащенное пространство для показа спектаклей. Могу сказать, что наличие собственной площадки – очень важный момент. Появляется желание делиться своим ресурсом с другими коллективами.
Так, в этом году мы организовали зимние театральные игры «ВообраЗИ!» – конкурс спектаклей малой формы и летние театральные игры «ЛЕТИ!» - масштабный фестиваль-лабораторию. Эти мероприятия, в которые входят конкурс с разными номинациями, мастер-классы, телемосты и круглые столы, а для показов спектаклей инклюзивных коллективов выделен отдельный день.
На решение организовать фестиваль повлияла и поддержка моей команды, за что я очень благодарна. На этапе идеи это все казалось фантастичным и неподъемным, но вместе нам удалось справиться со всеми задачами.
– Что было самым сложным в организации фестиваля, а что самым легким?
– Сложность была в том, что отбор спектаклей мы были вынуждены проводить по видеозаписям. Есть огромная разница между тем, что видно на экране и вживую, когда находишься в зрительном зале. В первом случае можно упустить какой-то важный момент, который влияет на восприятие постановки. С организационной точки зрения сложно далась работа с инклюзивными коллективами. Это взаимодействие требует огромной внимательности и учета потребности каждого.
Даже как-то смешно говорить о сложностях после того, как фестиваль закончился. Потому что с высоты этого опыта прошлые вызовы уже воспринимаются как точки роста. Ты их преодолеваешь, и больше они не кажутся тебе чем-то страшным.
Хочу ответить на вторую часть вопроса: самое легкое и приятное – это наслаждаться фестивальной атмосферой и получать обратную связь от коллег.
– Как Вы обеспечиваете комфорт инклюзивным коллективам на фестивале?
– Для комфорта инклюзивных коллективов мы выделили отдельный день специально под показы их спектаклей, чтобы ребята могли готовиться к выступлениям в удобном для себя темпе. Ведь чем больше выступающих, тем больше суеты. При этом наша площадка, как и многие другие театральные сцены, не приспособлена для людей с физическими и ментальными отличиями. В этом плане фестиваль показал нам особенности нашего пространства, которые мы будем обсуждать и дорабатывать.
– Как много детей и подростков, которые занимаются в театр-студии «Горошины», в будущем связывают свою жизнь с театральными профессиями?
– Большинство ребят выбирает творческие профессии: становятся актерами, режиссерами, театральными художниками или дизайнерами. Есть те, кто остается с нами и после школы. Это студенты, которые переходят во взрослые группы и продолжают учиться вместе с нами.
Не так важно, какой путь выберут наши ученики: станут они инженерами и юристами или актерами и режиссерами. Важно, чтобы в их жизни присутствовало творчество – как способ исследования этого мира, как модель поведения и решения разных жизненных вопросов.
– Почему некоторые родители опасаются театрального будущего для своих детей?
– Родители в принципе опасаются любого безденежного и нестабильного будущего для своих детей. К сожалению, вокруг театральной профессии сформировался этот миф: «Если ты станешь актером театра, то у тебя не будет денег, а в кино, где зарплаты в разы выше, невозможно пробиться». Во многом это искаженное представление. В каждой профессии всегда есть риск остаться без высокого дохода и признания. Если человек в любой удобный момент лежит и смотрит в потолок, то ему будет сложно чего-то достичь.
Понятно, что ежегодно из театральных вузов выпускается много актеров, на всех театров и съемочных площадок не хватит – все-таки предложение больше спроса. При этом очень многое зависит от активности самого человека, его компетенций, эрудиции и образованности, гибкости и способности к обучению новому. Поэтому нельзя стоять на месте, нужно постоянно развивать себя.
Родителям, которые сомневаются, я бы сказала, что нужно не беспокоиться за ребенка, который выбрал творческую профессию, а радоваться. Когда у юного человека растут крылья от того, чем он любит заниматься, его нужно поддержать. Есть люди, которые вообще не понимаю, кто они и какова их миссия. Всю жизнь болтаются на каких-то случайных работах. Вот это настоящая беда: никогда в своей жизни так и не понять, чего ты хочешь.
Просыпаться в пять утра от любви к своему делу, придумывать и преодолевать ради него любые трудности – это радость. По себе могу сказать, что огромная часть моего счастья в жизни – это моя работа.
– Какие навыки получают дети-актеры и как эти умения помогают им в других сферах жизни?
– Все, чему учатся у нас в студии, – актерское мастерство, сценическая речь, пластика, танец, вокал и даже фехтование – комплексно развивает личность человека. Моя дочь в «Горошинах» с четырех лет, поэтому я очень хорошо вижу, как это влияет на ребенка. Появляется концентрация и внимание, развивается воображение, тренируется умение работать в команде и взаимодействовать с партнером, растет уверенность в себе. Среди более прикладных умений и особенностей – навык публичных выступлений, грамотная речь и поставленный голос. Это пригодится в любой профессии: будь ты менеджер по продажам или человек публичной профессии – общественный деятель, политик.
Самое главное, что, занимаясь в театре, ребенок учится познавать мир. Мы лишь даем инструменты, с помощью которых он может это делать: прививаем любовь к литературе, к хорошему кино и музыке, к музеям, а также к непрерывному саморазвитию. Потому что образованного человека можно отличить по его насмотренности и начитанности.
– Бывали ли в Вашей практике случаи, когда театр помогал ребенку справиться с психологическими проблемами?
– По поводу каких-то психиатрических явлений вроде ПРЛ, конечно, стоит консультироваться только с профильным специалистом, но, если это проблемы с гиперактивностью или концентрацией внимания, то, по моему опыту, театр обычно справляется с ними. Подростковой возраст или, как мы его называем, период «турбулентности» с его зажатостью, стеснительностью, неловкостью в коммуникации со сверстниками тоже легче проживать в театре. Актерские тренинги отлично работают с каждой проблемой. Поэтому, когда я слышу, как родители беспокоятся по поводу каких-то психологических зажимов своего ребенка, обычно говорю: «Ведите скорее к нам! Мы справимся с этим».
– Как Вы думаете, в чем целительная сила театра?
– Кому-то, наверное, театр поможет эскапизмом: можно создать свой собственный мир, чтобы на время укрыться от проблем реальности. На самом деле, в этом нет ничего плохого. Иногда в ситуациях, когда мы испытываем страх или ощущаем свою уязвимость перед чем-либо, нам жизненно необходимы безопасные пространства. Они нужны, чтобы переждать бурю, залечить раны, поднакопить силы и потом продолжить свой путь.
Целительная сила театра еще и в том, что это творчество. Оставаясь собой, ты можешь быть другим, на что-то решиться, чего-то попробовать, осмелиться что-то сделать.
Целительная сила театра – это диалог. Он происходит не только между актером и зрителем. Это диалог с автором пьесы, с самим собой, со временем и окружающей действительностью. В театре можно поднимать важные проблемы и свободно предлагать решение, в которое ты действительно веришь. Любопытно то, что всегда можно найти способ, как начать этот диалог, но ты никогда не знаешь, как именно он закончится.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться