Мария Лемешева: «В этом году у "Золотого орла" петербургский след»
Интервью

25 января 2024 года

Мария Лемешева: «В этом году у "Золотого орла" петербургский след»

Мария Лемешева / Фото: пресс-служба журнала «КиноРепортер»

26 января на «Мосфильме» будет жарко: здесь пройдет одно из самых долгожданных событий этого киногода – торжественная церемония вручения премии «Золотой орел». Номинантами и гостями церемонии будут ведущие кинематографисты страны, и среди них – представители Петербурга. О них, а также о фильмах-номинантах, которые снимались в нашем городе, порталу «Культура Петербурга» рассказала главный редактор журнала «КиноРепортер», член Национальной академии кинематографических искусств и наук России Мария Лемешева.

– Мария, можно ли по списку номинантов премии «Золотой орел» судить о том, как развивается сегодня отечественное кино?

– Не можно, а нужно! Премия существует уже более двадцати лет – и все эти годы она, во-первых, фиксирует дух времени, а во-вторых, высвечивает тенденции и тренды, значимые для нашего кинематографа. То есть победителями и номинантами «Золотого орла» становились не просто кассовые гиганты, а фильмы-события, настоящие произведения искусства, влияющие на дальнейшее развитие отечественного кинематографа.

Кадр из фильма «Лихорадка» / Фото: kinopoisk.ru

– А чем номинанты этого года отличаются от предыдущих?

– Я бы сказала, что в этот раз в списке претендентов много серьезных фильмов, чьи авторы не боятся говорить со зрителями о каких-то проблемных вещах. Конечно, есть и развлекательные блокбастеры – например, чудесная сказка Александра Войтинского «По щучьему велению», стопроцентный зрительский хит для всей семьи. Или фильм «Вызов» Клима Шипенко, ставший сенсацией: материал снимался на космической орбите. Но есть среди номинантов и представители так называемого арт-мейнстрима: «Снегирь» Бориса Хлебникова, рассказывающий о жизни матросов с затхлого рыболовецкого суденышка, или «1993» Александра Велединского, возвращающий нас в неспокойное для страны время.

Кадр из фильма «Снегирь» / Фото: kinopoisk.ru

И кстати, этот список отражает одну из ярчайших тенденций, характерных для современного кинематографа: бурное развитие авторского кино и рост интереса аудитории к нему. Это не может не радовать.

– Но в номинации «Лучший фильм» победитель будет только один. Можем ли мы предположить, какой фильм это будет?

– Прогнозы такого рода – занятие не самое благодарное. Но можно точно сказать, что «Праведник» Сергея Урсуляка без наград не останется. Ведь, во-первых, это потрясающее кино, которое проникает в душу и остается с тобой надолго. Во-вторых, у него максимальное количество номинаций – восемь, поэтому шансы высоки. Столько же номинаций у «Снегиря» Бориса Хлебникова, так что в списке победителей он скорее всего тоже будет. Еще пять номинаций у «Вызова» Клима Шипенко. Полагаю, Юлия Пересильд будет названа «Лучшей актрисой» года – и вполне заслуженно. Ведь ради этой роли она нашла в себе мужество полететь в космос.

Съемки фильма «Вызов» / Фото: kinopoisk.ru

Еще я бы выделила «1993» Александра Велединского – фильм, удостоенный премии «События года» нашего журнала «КиноРепортер» за режиссуру. Кстати, и Юлия Пересильд, и Иван Янковский (который считается одним из главных претендентов в категории «Лучший актер онлайн-сериала») тоже стали лауреатами премии «Событие года». Я очень рада, что наш журнал и «Золотой орел», что называется, на одной волне.

– Мы видим, что среди номинантов есть и представители нашего города – Петербурга.

– Да, и это здорово! Ведь Санкт-Петербург – город особенный, у него и питерского кино своя аура, – и ее сразу чувствуешь, когда видишь одаренного актера или художника, родившегося на вашей земле. Поэтому я очень обрадовалась, когда узнала, что в список номинантов вошла молодая актриса Любовь Константинова, сыгравшая напарницу главного героя в фильме «Праведник»: глаза этой хрупкой девушки, спасшей десятки людей во время Великой Отечественной войны, я не могу забыть до сих пор.

Кадр из фильма «Праведник» / Фото: kinopoisk.ru

Правда, в категории «Лучшая женская роль в кино» шансы на победу у Константиновой не очень высоки: ее конкурентками являются Юлия Пересильд и Анна Михалкова (хотя встать в один ряд с такими актрисами – уже победа). К счастью, ваша землячка номинирована дважды, она может получить статуэтку и как «Лучшая актриса на телевидении» за сериал «Лихорадка», где играет девушку-эпидемиолога, рискующую своей жизнью ради спасения людей в Африке. И это тоже потрясающая работа.

Также лауреатом «Золотого орла» может стать уроженец Санкт-Петербурга Игорь Гордин, сыгравший Александра Меншикова в роскошной кинореконструкции «Императрицы». Примерить на себя костюм и образ исторической личности – та задача, с которой достойно справляются единицы. Гордин – из их числа. Искренне рада за Игоря Геннадьевича.

Кадр из фильма «Императрицы» / Фото: kinopoisk.ru

– Кстати, по поводу «Императриц»...

– Да-да, я понимаю, о чем вы. «Императрицы» – грандиозный проект, масштабная реконструкция режиссера Андрея Кравчука, которая снималась в Санкт-Петербурге. В кадре Царское Село, Екатерининский дворец времен Елизаветы Петровны – настоящее визуальное пиршество для истинного знатока кино! Фильм представлен в трех номинациях: «Лучшая работа художника по костюмам» (Екатерина Шапкайц), «Лучшая работа художника-постановщика» (Мария Турская) и «Лучшая мужская роль второго плана» (Игорь Гордин).

Также в Санкт-Петербурге проходили съемки сериала «Шаляпин» – знаковый проект телеканала «Россия 1». И он представлен в трех номинациях: «Лучший телевизионный сериал», «Лучшая женская роль на телевидении» (Юлия Снигирь) и «Лучшая мужская роль на телевидении» (Александр Яценко). Сериал дает зрителям возможность не только познакомиться поближе с биографией одного из лучших басов в мировой истории, но и оказаться внутри Мариинского театра, Государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, «посетить» Музей-усадьбу И.Е. Репина «Пенаты», парк-усадьбу Сергиевка в Петергофе, Дом архитектора в Петербурге.

Кадр из фильма «Шаляпин» / Фото: kinopoisk.ru

А еще не будем забывать, что одна из ведущих кинокомпаний России – «СТВ» Сергея Сельянова – тридцать лет назад появилась именно в вашем городе. А ведь благодаря «СТВ» были сняты «Снегирь» Бориса Хлебникова и «По щучьему велению» Александра Войтинского. Так что можно сказать, что «питерский след» просматривается абсолютно во всех номинациях!

– Мария, и напоследок пару слов об анимационных фильмах, которые тоже будут бороться за победу на «Золотом орле».

– С удовольствием! Тем более, что в этой категории представлены два проекта, имеющие отношение к Северной столице. Один из них – анимационный хит, полюбившийся и малышам, и взрослым – это «Коты Эрмитажа» от режиссера Василия Ровенского. Его главный герой – рыжий пушистик Винсент, выросший на необитаемом острове, но ставший преданным охранником музея. Кстати, думаю, вы знаете, что за этой выдуманной историей стоит реальный факт: коты с незапамятных времен были «приняты на работу» на территорию Зимнего дворца для охраны музейных ценностей от мышей и давно стали любимцами посетителей.

Кадр из анимационного фильма «Коты Эрмитажа» / Фото: kinopoisk.ru

Второй анимационный проект, претендующий на «Золотого орла» – это неординарный мультфильм «Хармс» Светланы Андриановой. Он состоит из семи новелл, каждая из которых основана на текстах легендарного питерского поэта. Так что, повторюсь, проектов, важных для жителей Петербурга, в этом году на «Золотом орле» очень много – и каждому из них я желаю победы!

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все