Фотографии предоставлены Ольгой Марченко
Интервью

29 января 2024 года

Ольга Марченко: «Мы верим только в тех, кто верит в себя!»

Заставка: million-wallpapers.ru
Доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного института культуры, преподаватель Института культурных программ Ольга Игоревна Марченко рассказала порталу «Культура Петербурга», как сделать свое выступление интересным и запоминающимся. А также поведала, что поэтическое слово — самый короткий путь к познанию себя, и что, совершенствуя навыки общения, люди создают друг друга.

Ольга Марченко — автор курса «Искусство публичной речи», ведущая дисциплин «Сценическая речь», «Риторика», «Ораторское искусство», «Мастерство ведущего» и «Культура речи». А еще она — член Совета Российской ассоциации исследователей и преподавателей риторики, автор учебников по искусству публичной речи, постоянный участник Всероссийских и Международных конференций по проблемам риторики, культуры и образования, ведущая мастер-классов по речевому мастерству, член жюри конкурсов чтецов, ораторов, авторской песни. Обладает богатым опытом в проведении торжественных церемоний, концертов и праздничных программ на центральных площадках Петербурга, Москвы и других городов России.
Ольга Марченко и заслуженный артист России Семён Сытник ведут концерт в БКЗ «Октябрьский».
Как зародилась Ваша любовь к Слову?

— С самого детства мама и бабушка рассказывали мне сказки, много читали и разучивали со мной стихи. Я с удовольствием исполняла их. В школе переписывала любимые произведения в тетрадочку, заучивала наизусть. В студенческие годы участвовала в конкурсах чтецов. Сама я в различные периоды жизни, можно сказать, влюблялась в разных поэтов. Я восхищалась поэзией Фёдора Тютчева, Александра Блока, Владимира Маяковского, Федерико Гарсии Лорки, Евгения Евтушенко, любила песни на стихи Александра Дольского… Всех не перечислить даже. Но любимый и самый-самый во все времена был и остается Пушкин! Всегда преклонялась перед ясностью и простотой, величавостью и величием пушкинского слога, его «инстинктом истины»…

С помощью стихов я и сейчас воплощаю свои представления о красоте слова и чувства. Поэзия обладает магией, и я желаю «вдохнуть» ее волшебную силу в сердца моих учеников, воспитать у них взыскательный и тонкий вкус к возможностям Слова. Преподавание сценической речи невозможно без глубокого погружения в поэзию.

Слово — организующая сила культуры. Общаясь, люди создают друг друга. А поэтическое слово, возможно, самый короткий путь к своему внутреннему миру, к своей душе, к познанию себя.

Есть ли стихотворение, которое захватило Вас на всю жизнь?

— Да, это «Если…» («If») Редьярда Киплинга в переводе Самуила Маршака. Стихотворение стало частью меня, звучит и живет во мне, отражает мое мироощущение.

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь, —

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова —
Без прежних сил — возобновлять свой труд.

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь, сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «держись!» —

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достоянье,
И более того, ты — человек!

Учитель Александра Пушкина, профессор словесности Императорского Царскосельского лицея Николай Кошанский выделял грамматику (управляет словами), риторику (имеет дело с мыслями) и поэзию (язык чувств, способный выразить самое сокровенное). С грамматикой и поэзией — понятно. А для чего нужно обучаться риторике?

— Риторика — это красноречие, ораторское мастерство, искусство убеждать. В определении Николая Фёдоровича Кошанского, это «наука изобретать, располагать и выражать свои мысли». Эта древняя дисциплина учит действовать словом, помогает понять, как слово связывает или разъединяет людей. Наука, подаренная нам античностью, всегда считалась деятельностью высших сил духа — творческого ума, благой воли и изящного чувства. Произведение речи в идеале должно обладать интеллектуальными, этическими и эстетическими достоинствами. И именно этого ждут от нас собеседник или аудитория.

Для меня риторика — это синтез философии, логики, психологии, языкознания и актерского мастерства. Красноречие – не сумма, а целый ансамбль определенных качеств. Можно ли научиться держать внимание аудитории, владеть собой, своей мыслью, стилем речи, голосом, движением? Давайте вспомним знаменитую фразу Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся!».

Для раскрытия в человеке его творческого потенциала, мне кажется, важен именно междисциплинарный подход. Соединенный с игровой методикой обучения он дает хороший результат. Я предлагаю моим ученикам пищу для философских размышлений и, одновременно, возможность играть со словом, выражать себя по-детски искренне, радостно и непосредственно. Одинаково важно и то, ЧТО сказано, и то, КАК сказано. Мне хочется научить импровизации, живому слову, которое обладает особой энергией, силой, страстностью. Не могу обойтись без поэтической строчки: «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых…».
Ольга Марченко со студентами курса «Искусство публичной речи» в Институте культурных программ
Вы  автор курса «Искусство публичной речи». Расскажите о нем.

— Цель моего авторского курса — развитие творческих качеств личности, воспитание умения логично, образно и выразительно действовать словом.

Любое искусство начинается с освоения опреде­ленной «азбуки». И, согласитесь, только искусство публичной речи появляет­ся как бы само собой. Но за настоящим изящест­вом, красотой слова скрыт огромный труд.

Я предполагаю, что мое режиссерское образование к моим научным интересам и достижениям добавило сильную практическую составляющую, свою выверенную методику обучения. Я, можно сказать, речевик-практик. Сама выхожу на сцену в качестве ведущей. Важен и большой опыт преподавания речевых дисциплин. Мне посчастливилось заниматься любимым делом уже ровно 40 лет.

В курсе преобладают практические занятия: изучение психологических техник, театральные игры и голосо-речевые упражнения. С помощью игры творческие законы становятся нашей естественной привычкой, эти навыки трудное делают легким, легкое - красивым. Тренинг помогает развить воображение, внимание, эмоциональную па­мять, усовершенствовать голос, интона­цию, жесты, движения, и, в итоге, достичь убедительности Слова.

Игра — это всегда интерес, свобода, азарт. В игре некогда бояться. Игровые упражнения помогают участникам понять сильные и слабые стороны своего речевого портрета, усовершенствовать коммуникативные навыки, преодолеть страх публичного выступления и почувствовать уверенность, избавиться от скованности в теле, овладеть дыханием и голосом, зазвучать по-новому, а также обогатить интонационную выразительность речи, научиться проявлять артистизм и чувство юмора.

Это не курс по «сценической речи», но я использую те же методы, которые апробированы в воспитании профессиональных качеств актера. Занимаясь постановкой голоса и техникой речи, постигая возможности слова, слушатели учатся лучше понимать самих себя, ценить свою уникальность и неповторимость.

Курс «Искусство публичной речи» помогает обнаружить в себе творческие таланты и, через занятия речью, сделать их основой личностного развития.
 
— Как интересно! Благодарим за такой полезный разговор. Пожалуйста, дайте нашим читателям несколько советов по подготовке публичного выступления.

— Конечно, с удовольствием!

Для начала, напишите основные тезисы выступления, проверьте их последовательность и логику, подчеркните ключевые слова и фразы. Пробегая по ним мысленно, не выучивайте ничего наизусть. Оставьте место для спонтанности. Импровизация всегда привлекательна, она делает слово живым. В ней есть особая магия воздействия.

Особенно четко продумайте и проговорите несколько раз начало речи. Оно должно быть простым и интересным для всех. Это поможет быть увереннее, не растеряться, наладить контакт с аудиторией и завоевать ее внимание.

Будьте лаконичны. Избегайте повторов и лишних слов. Важно не только сказать то, что нужно, но и не сказать то, что не нужно.

Не торопитесь, говорите четко, разборчиво произнося все звуки. Выдерживайте необходимые паузы для обратной связи с аудиторией, поддерживайте со слушателями визуальный контакт.

Будьте естественны и искренни. Внутреннее спокойствие — это ресурсное состояние. Старайтесь не стараться!

Не забудьте включить внутренний свет, улыбку, эмоциональный заряд, радость общения. Ведь то, что вы говорите, это так интересно! И самое главное, интересны ВЫ!

И, напоследок, найдите для яркого завершения крылатое выражение, цитату или афоризм, заключающий в себе главную мысль, Вашу основную идею. Это поможет уверенно закончить выступление, придаст целостность и эмоциональность. Не забудьте к финальной точке опустить голос в грудной регистр на «дно» Вашего диапазона.

И помните: «Мы верим только в тех, кто верит в себя!».


Фотографии предоставлены Ольгой Марченко

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все