Фото: Ирина Иванова.
Интервью

01 марта 2024 года

Павел Башмаков: «Главная цель искусства — рождать положительные эмоции»

В Bashmakov Gallery открылась выставка «Метаморфозы эротики Сальвадора Дали». Дали - один из самых эпатажных художников XX века. 

В экспозиции представлена оригинальная графика и впечатляющие объекты из стекла и бронзы из коллекции Павла Башмакова.

Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»1
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»2
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»3
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»4
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»5
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»6
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»7

«Любовь проходит через мою душу, эротизм — через мои глаза. Я считаю любовь единственным достойным занятием в человеческой жизни», —

говорил Сальвадор Дали.

Накануне открытия экспозиции «Культура Петербурга» поговорила с Павлом о том, как он пополняет свою впечатляющую коллекцию графики известных художников, почему Петроградская сторона Северной столицы превращается в культурный кластер и, конечно, о роли искусства в нашей жизни.Bashmakov gallery 2024. Фото - Ирина Иванова-9497.jpg

— Как и когда у Вас появилась идея создать собственную галерею?

— С тех пор, как я занимаюсь искусством, идея создания собственной галереи витала в воздухе. Но я осознавал, что я не смогу без какой-то внешней помощи содержать этот проект.

— Почему было выбрано пространство именно в квартале «Ленполиграфмаш»? Петроградская сторона не так богата культурными пространствами, как, например, центр города.

— Потому что «Ленполиграфмаш» — это бурно развивающийся квартал. Владельцы этого пространства намерены и дальше двигаться именно в культурном ключе. Я знаю, что им много раз предлагали просто снести все эти старые корпуса, застроить место жилыми домами и продать помещения в них. И это было бы очень выгодно. Но эти люди думают не только о прибыли, но и той культурной среде, в которой живут они сами, другие горожане, в которой будут жить их дети. И поэтому, конечно, поддержка от них в виде определенных льгот позволяет нам содержать галерею.Bashmakov gallery 2024. Фото - Ирина Иванова-9310.jpg

— Знаю, что раньше галерея называлась PS Gallery. Почему решили ее переименовать?

—  Открытие нового пространства и сотрудничество с, не побоюсь этого слова, выдающимся дизайнером Андреем Шелютто позволило нам сменить название. Именно Андрей сказал: «Что такое «PS Gallery» мало кто понимает, а вот что такое «Bashmakov Gallery» поймут сразу все». Сначала я сомневался, но спустя некоторое время с ним согласился.

— Всегда ли Вы интересовались искусством?

—  Наверное, да. Можно сказать, что из всех видов культурного досуга с самого детства именно посещение художественных музеев, выставок изобразительного искусства и графики мне нравилось больше всего. Импонировала всегда, конечно, и музыка. Вообще искусство с самого раннего детства вызывало у меня самый приятный отклик.

— Как считаете, можно ли сравнить коллекционирование с шопоголизмом?

— Коллекционирование с шопоголизомом сравнить, действительно, можно. Я неоднократно говорил, что отчасти считаю себя шопоголиком, потому что мне довольно часто необходимо что-то купить. Понятно, что я взрослый, разумный человек, и не покупаю все подряд. Но это приносит удовольствие, это правда.

— Коллекционирование — это зависимость?

— Нет, наверное, коллекционирование — это все-таки не зависимость. Хотя шопоголизм мне присущ.Bashmakov gallery 2024. Фото - Ирина Иванова-9381.jpg

— Ваша коллекция богата работами Шагала, Кандинского, Пикассо. Расскажите обывателям, как происходит процесс приобретения картин в частное владение?

— Процесс такой же, как и у любого другого необычного предмета (не того, который можно купить в магазине). Прежде всего, это аукционы. Каждую неделю я трачу несколько часов на то, чтобы отслеживать интересные мне экспонаты на аукционах по всему миру: вижу, что и где по моей тематике будет продаваться, и начинаю строить планы.

Кроме того, есть сообщество коллекционеров, не знающее границ. Люди, с которыми я общаюсь, находятся и в России, и во Франции, и в Америке, и в Швейцарии. Мы знаем, что есть в наших коллекциях, и что хотим приобрести. Иногда коллеги могут что-то предложить. Наверное, этих людей, можно назвать арт-дилерами.

— В Ваших фондах хранится более 1000 подлинных объектов творчества Дали. Какое из произведений коллекции досталось сложнее всего?

— Не могу однозначно ответить, потому что историй очень-очень много. Но зато могу отметить, что одним из экспонатов нашей новой выставки, которая откроется 1 марта, будет работа «Афродита» из серии «Мифология». И я, на самом деле, долго ее искал и достаточно тяжело покупал в Америке, затем привозил в Европу.

— Знаю, что однажды перед Вами стоял выбор: либо сфокусироваться на живописи неизвестных мастеров, либо на графике известных. Не пожалели, что выбрали второй вариант?

— Нет, я нисколько не пожалел, что решил сфокусироваться на графике известных художников.

— На какие критерии ссылаетесь при выборе произведений для своей коллекции?

— У меня есть два главных критерия. Первый — это то, что нравится мне, второй - то, что мне хотелось бы иметь в коллекции. Но превалирует все-таки второй принцип. Он заключается в том, что та или иная работа могла бы войти в ту экспозицию, которая у меня уже есть, и дополнить ее. Либо у меня в голове есть какие-то задумки новых экспозиций, и поэтому я представляю, какие работы мне нужны.

— А есть ли у Вас любимый экспонат?

— Любимого, наверное, нет. Потому что практически все экспонаты, которые у меня есть, так или иначе мне дороги и по-своему любимы. Каждым из них я могу наслаждаться, любуясь  и встраивая его в экспозицию.

— Часто ли посетители задают вопросы о подлинности картин классиков? Были ли случаи, когда Вам приходилось доказывать оригинальность полотен?

— Это ежедневный процесс. Во-первых, никто или почти никто не верит, что у нас есть частные коллекции таких больших мастеров. Люди, к сожалению, очень плохо осведомлены о том, что такое графика, чем она отличается от обычных постеров, которые можно напечатать на принтере, и почему они, действительно, являются произведениями искусства. Конечно, очень часто приходится все это объяснять, но я считаю, что одна из моих важнейших задач — это просветительская работа. Но остаются и неверующие, которым вообще невозможно ничего доказать. Им хоть от Папы Римского покажи сертификат — они все равно не поверят, что перед ними оригинальные работы Дали или Кандинского.

— Чему посвящена новая выставка? Как пришли к этой задумке?

— Новая экспозиция называется «Метаморфозы эротики Сальвадора Дали». Я долго собирал материал именно для такой экспозиции. Мне интересно показывать художников с различных сторон. Делать не просто ретроспективную выставку, а идейную экспозицию. Например, если говорить про Дали, я еще задумываю выставку, которая будет посвящена его взаимоотношением с Галой — его музой, его женой. Мне нравится такой вот структурированный подход. И не секрет, что эротизм для Дали всегда очень много значил. Он целый ряд работ посвятил этой тематике, различным видам любви, различному подходу к эротизму. Подчеркну, что там нет никакой порнографии. Это настоящее искусство очень высокого уровня. Мне давно хотелось показать его взгляд на этот аспект культуры. Название выставки совпадает с названием одной из книг Сальвадора Дали «Метаморфозы эротики». В России, кстати, она не издавалась.

Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»1
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»2
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»3
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»4
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»5
Павел Башмаков: «Главная цель искусства —  рождать положительные эмоции»6

— Следите ли за творчеством за молодых художников? Кто особенно нравится?

— За творчеством современных молодых художников я не слежу. Сфера моих профессиональных интересов — Парижская школа XX века. Невозможно объять необъятное. Я не могу изучать и средневековое искусство, и Эпоху Возрождения, и современное искусство. Моя тематика другая. 

И я не могу сказать, кто из современных мастеров мне нравится. В целом я, конечно, сталкиваюсь с современным искусством, но оно мне не так же интересно, как и искусство XVIII–XX веков. Это не брюзжание. Дело в том, что до конца XX века искусством занимались только те люди, которые иначе не могли жить. Это было их призвание. И поэтому до поры до времени они и денег не имели, и голодали, но при этом они не переквалифицировались в токарей или, скажем, спортсменов. Они оставались художниками. Потому что иначе было невозможно. 

Но где-то с конца XX века, а сейчас это совсем сильно и бурно разрослось, художником стало быть выгодно. И я вижу, что больше половины тех, кто именует себя художниками, занимаются искусством в поисках славы, денег, а не потому, что иначе не может жить.

— Ваш дядя Марк Башмаков также является коллекционером. Можно сказать, что Вы продолжаете семейное дело?

— Марк Иванович – мой духовный проводник в мир искусства. Он был выдающейся личностью, не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны – математиком, ученым-педагогом, доктором физико-математических наук, профессором, действительным членом Российской академии образования, членом Всемирного клуба петербуржцев, альпинистом, коллекционером. Марк Иванович был одним из самых известных в России коллекционеров произведений искусства Парижской школы XX века в жанре livre d’artiste (фр. «книга художника»). С 2015 года в Государственном Эрмитаже на постоянной основе проводятся выставки экспонатов из собрания Марка Башмакова, а в феврале 2017-го музей с благодарностью принял 20 знаковых книг как дар коллекционера и включил их в свою постоянную экспозицию. Он показал тот правильный путь, по которому можно и нужно идти частным коллекционерам, находясь в диалоге и взаимодействии с Государственным Эрмитажем и другими известными российскими музеями. Поэтому уже в статусе основателя Bashmakov Gallery в декабре 2023 года я продолжил традицию Марка Ивановича и передал в дар музею великолепный библиофильский экземпляр «Божественной комедии» Данте Алигьери с иллюстрациями Сальвадора Дали. 

Эта книга была выпущена в 50-е годы XX века парижским издателем Жозефом Форе и издательством Les Heures Claires. Она состоит из шести роскошных томов и включает в себя 100 оригинальных работ Сальвадора Дали. Сейчас это произведение стало частью экспозиции кабинета художника в Главном штабе Эрмитажа.

Если же смотреть на мою коллекцию формально, то она отличается от того, что собирал Марк Иванович. Это разные коллекции.Книги_Данте_Дали_фото_Светлана_Рагина,_Государственный_Эрмитаж.jpg

— На Ваш взгляд, в чем состоит главная цель искусства?

— На мой взгляд, главная цель искусства —  рождать положительные эмоции. Человек склонен к тому, чтобы получать больше позитивных эмоций и таким образом улучшать свое качество жизни. Поэтому эмоции — как зрительные, так и тактильные — очень важны. Для меня прийти на интересную выставку, увидеть красивые работы - это как некая пилюля. Мне на душе и на сердце, и в ногах, и в голове становится лучше, свежее, интереснее. Поэтому я считаю, что главная цель искусства — положительные эмоции.

Фото: Ирина Иванова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все