Фотографии предоставлены Татьяной Миловановой
Интервью

17 мая 2023 года

Татьяна Милованова: «Творчество – процесс бесконечный...»


23 мая 2023 года в выставочных залах Русского Географического Общества (Санкт-Петербург) открывается временная фотовыставка «Калмыцкая аристократия в истории Российского государства». Это авторский проект Татьяны Миловановой, заслуженного деятеля искусств республики Калмыкия, художественного руководителя Театра костюма и пластики. Татьяна любезно согласилась ответить на вопросы редакции «Культура Петербурга».

Татьяна Милованова. Из личного архива.
– Почему Вы решили сделать проект о калмыцкой знати, и относитесь ли Вы сами к этой социальной категории?

– К знати я себя не отношу и к их потомкам тоже. Проект появился в результате работы над костюмом калмыцкой княжны, выпускницы Смольного института благородных девиц. Тема военной аристократии всегда была на слуху, мы читаем о ее представителях в книгах, видим истории, связанные с ними, на театральной сцене. Нами были сделаны костюмы для подиума, поэтому они стилизованы, но приближены к историческому оригиналу. Тема знати – это часть моего большого фотопроекта «Калмыцкая степь». Сюжеты фотокартин «Калмыцкая степь» рассказывают об откочевке семьи с зимней стоянки на летние пастбища, о сборах людей. Повествуют сюжеты и о ключевых моментах калмыцкой свадьбы, о том, как невеста покидает родной дом, как проходит обряд поклонения дому супруга, беседы с буддийским монахом, учителем и т. д.

– В качестве кого Вы проводили проект? Фотографа, продюсера, стилиста…?
– Весь проект, его идеи я разрабатывала сама. Технические вопросы помогали решать мои ассистенты. Я себя представляю как режиссер – фотограф, продюсер фотопроекта.
Съемка «за кадром». Из личного архива.

– Фотопроект основан на постановочных сюжетах о жизни калмыцкой знати. По какому принципу Вы отбирали сюжеты? Каких героев Вы решили в нем отразить?
– Какие принципы могут быть в творчестве?!! Идея приходит вдруг или благодаря чему-то, я вижу картинку в голове и ее реализую. Например, в моем фотопроекте есть сюжет о работе девушек над созданием буддийской танки. Источники говорят, что только целомудренные девушки из знатных семей, овладевшие техникой золотой вышивки, могли принимать участие в ее создании. Тема шахмат была, как и сегодня, поводом для серьезной встречи или забавой в семейном кругу долгими зимними вечерами, что говорит о воспитании в семье масштабно мыслящих личностей. И эта тема тоже отражена в моей фотокартине.

– Потребовались ли Вам консультации специалистов при работе над фотопроектом или все герои Вашего фотопроекта в принципе и так известны калмыкам? Насколько эти герои на слуху в Калмыкии?
– Все герои, о которых мы рассказываем через костюм, известны. Но много тем мы как театр костюма все же подняли на поверхность через особенности одежды и фотографии. После чего сделали темой для обсуждения широкой публикой. Ряд интересных историй, легенд я услышала от историков, это, несомненно, дает импульс для новых замыслов в работе над костюмом. Народная одежда - очень большая сложная система, ведь в деталях нарядов зашифровано много информации и без консультаций со специалистами поначалу разобраться было невозможно.

Автор фотографии: Татьяна Милованова. <br> Сейчас в Калмыкии возрождают национальное искусство стрельбы из лука. Федерация конной стрельбы из лука появилась чуть более 2 лет назад в регионе. Сегодня в Республике Калмыкия соревнования по национальной стрельбой из лука год охватывают более 500 спортсменов и тысячи зрителей: : арбалет, стрельба из лука, конная стрельба из лука. Ограничений по возрасту и полу не существует — так повелел еще Чингисхан. В старину женщины степи нередко участвовали в сражениях вместе с мужьями. Мишенью в традиционной стрельбе из лука у калмыков является сур, разноцветные войлочные полувалики-полукубики.

– Калмыки — потомки монголов, которые поселились в степях между Доном и Волгой и образовали свое ханство. В XVII веке этот народ принял российское подданство. У монголов была своя знать. В России были дворяне. Герои Вашего проекта являются знатью. Они носят титулы дворянства Российской империи или являются знатью, согласно собственной национальной иерархии Калмыкии?
– Как подданные российского государства, представители калмыцкой знати находились на государевой службе и титулами удостаивались, согласно калмыцкой иерархии и государственным заслугам.

– Известно ли Вам что-нибудь по поводу того, сохраняет ли современная калмыцкая знать какие-то национальные обряды?
– Калмыцкую знать, как и институт дворянства, упразднили в 1917 году. Больше калмыки эту тему, в любом формате не пытались реанимировать.
Автор фотографии: Татьяна Милованова. Одним из основных традиционных способов передвижения: калмыков испокон веков была верховая езда на лошадях. Традиционно рядовая калмыцкая семья содержала в среднем от 10 до 50 лошадей, калмыцкая же знать владела многотысячными конскими табунами. Существуют калмыцкая пословица– «Конь познается в езде, а человек в дружбе» («Агтын сәәг унҗ меддг, күүнә сәәг ханьлҗ меддг»), а также «скакуна узнают глазами, а человека – душой» («күлгиг нүдәрнь, күүг седкләрнь»). В последние годы в Калмыкии конный туризм вновь набирает популярность, проводятся конные фестивали.

– Сейчас Ваша выставка будет проходить в стенах Географического общества в Северной столице. Думаю, будет уместно спросить о связях калмыцкой аристократии с Санкт-Петербургом, являвшемся тогда столицей России. А также о том, есть ли среди героев Вашего фотопроекта те, кто бывал или даже жил в городе на Неве?
– Жизнь калмыцкого князя Михаила Гахаева была связана с Петербургом, его дочь была воспитанницей Екатерининского института благородных девиц. Говорят, он продавал в Петербурге своих лучших лошадей, а в Мариинском театре имел свою ложу. Братья князья Тюмени после войны 1812 года какое-то время провели в Европе, а затем - в столице Российской империи. По возвращении воздвигли у себя на родине, близ Астрахани, буддийский храм, который является точной копией Казанского собора в Петербурге.
Девушки из аристократических семей обучались в престижных учебных заведениях, например, княжна Эльзята Онкорова – Тундутова в Смольном институте благородных девиц. Эльзята позже была консультантом, а затем и членом русского географического общества. Княжна Нина Гахаева и княжна Нимен-Делик Тюмень учились в Екатерининском институте благородных девиц. В фотографиях поднята тема путешественника в Тибет. Она посвящена первому члену, сотруднику императорского русского географического общества Бааза Менкеджуеву, который не раз бывал в Петербурге по вопросу издательства книги о своем путешествии.

– Вы являетесь основателем Театра костюма и пластики. Как я слышала, это учреждение - единственный представитель жанра Театра мод в Калмыкии. Как руководитель Вы занимаетесь постановкой различных этно-фолк шоу с элементами демонстрации стилизованных костюмов от местных модельеров. Уверена, что Вы уделили особое внимание одежде в фотопроекте. Если не секрет, откуда взялись исторические костюмы на Ваших моделях?
– После депортации в семьях практически не сохранилось никаких ценностей, которые обычно передаются от поколения к поколению. Для фотосессий порой брали вещи и украшения в музеях, и даже в нашем Национальном театре, где мастера создавали «артефакты», соответствующие историческим образцам. Костюмы Театра создавались на протяжении многих лет, пополняя нашу коллекцию, с которой мы участвуем в крупных фестивалях, конкурсах, показах, сьемках, связанных с этнической модой. А законодательницами моды всегда были первые леди. Что касается исторического костюма, то его изучение обычно происходит по гравюрам, фотографиям, которые часто сопровождаются комментариями этнографов. Больше информации можно узнать, конечно, при личном общении. В Республике есть мастера, которые от своих наставников, учителей переняли особенности кроя традиционного костюма. Консультации или пошив у таких мастеров помогают сделать наши коллекции уникальными. Несмотря на современные модные тренды, аутентичность в костюме все же читается. Устное народное творчество, калмыцкий героический эпос «Джангар», монографии калмыцких ученых, воспоминания российских путешественников о посещении калмыцкой степи, с подробным, порой эмоциональным, описанием – все это тоже помогает в работе над коллекцией костюмов. Сами названия фотографий говорят об этом: «Стародавний век золотой» является посвящением эпохе первого калмыцкого хана Аюки Хана. «Тодо бичиг» - это подношение создателю ойрат - калмыцкой письменности, ученому, просветителю Зая Пандите Ойратскому. «Ойрат – воин» создан по мотивам легенды «Ану Хатан», возглавлявшей отряд лучниц, которые надежно прикрывали фланги, тылы ойратских воинов.
5aeb3adc-9954-47e8-94ab-e8e9fd60aa63.jpg

– Можно ли по одежде Ваших героев на фотографиях понять, что он или она принадлежит именно к знати, прочитать по элементам костюма его или ее историю?
– Традиционный и сословный костюм знатных людей различаются у любого народа. Даже если по крою они идентичны, отделка мехом, кружевом, дороговизна ткани отличит богатый костюм от традиционного.

– Считаете ли Вы проект о калмыцкой знати завершенным или планируете его продолжение? Каковы Ваши планы?
– Творчество - процесс бесконечный и тем для продолжения фотопроекта ещё много. О планах не говорят (улыбается) поживем-увидим, что прилетит мне «сверху»...

ff2b6337-7208-460c-91d9-c243a0c259c7.jpg

Благодарим Алину Бакирову, руководителя проекта «Зов Земли» за поддержку в организации интервью.



Фотографии предоставлены Татьяной Миловановой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Смотреть все