Заставка: фото Ирины Ивановой
Интервью

В Санкт-Петербурге создают серийные юниор домры

Светлана Смоляр - лауреат международных конкурсов, артистка группы альтовых домр и солистка оркестра им. В.В. Андреева. Она занимается домрой с детства, с того момента как поступила музыкальную школу по специальности альтовая домра. Сейчас Светлана получила поддержку от президентского гранта для разработки серийного производства ЮНИОР домр - четырех уменьшенных инструментов разных размеров.

Редакция портала «Культура Петербурга» поговорила со Светланой об истории и о возрождении домры, развитии ее исполнительства, и почему нужны именно уменьшенные домры для детей. Мы даже побывали на самой мануфактуре серийного производства домр в Санкт-Петербурге.


Расскажите, пожалуйста, об инструменте. Какая роль в оркестре струнных народных инструментов отведена домре? 

– В отличие от русского струнного музыкального инструмента, имя которого у всех на слуху,  балалайки, домра не так известна. Тем не менее история ее происхождения более древняя: первые сведения о подобных инструментах, аналогичных домрам, на Руси относятся к 903–912 годам. Но назывались ли они «домрой», доподлинно неизвестно.

В настоящий момент существует две наиболее вероятные версии ее происхождения. Первая (и самая распространенная) — о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали (и по сей день существуют) в музыкальных культурах стран Востока. Принято считать, что многие инструменты имели одного предка — восточный танбур. Он  имел овальную форму и плоскую деку. А играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов, плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В Средние века так называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. 

В настоящее время домра наряду с балалайкой — основа струнного народного оркестра. Домра, как и балалайка, имеет свои разновидности: малая, альтовая, басовая, пикколо, редко тенор и контрабас — это все инструменты разных размеров. 

Мелодическая роль домре была отведена инструменту родоначальником появления русского оркестра В. В. Андреевым . В современном оркестре семейство домр исполняют различные роли: мелодические, гармонические, басовые, аккомпанирующие и другие. Однако мелодия чаще всего отдаётся инструментам разных видов, которые ее «поют», подобно человеческому голосу.

Известность домры в довольно узких кругах обусловлена тем, что инструмент много веков был утерян? На сколько мне известно, то, в первую очередь, это был инструмент скоморохов.

В XVI-XVII инструмент был популярен в Московской Руси и тесно связан с искусством бродячих музыкантов скоморохов. 

Что мы знаем о домре в тех лет? Это был  один из самых распространенных инструментов:  данный факт отмечен во всех исследованиях о древнерусской домре. Пословица «рад скомрах о своих домрах» сложена во времена широкой популярности этого музыкального струнного щипкового инструмента о четырех (а также пяти и шести) жильных струнах с короткой шейкой грифа и округлым корпусом. 

В XVI-XVII веках скоморохи стали собираться в ватаги (бродячим артистам безопаснее было путешествовать сообща), а Церковь, и государство обвинили их в кутежах и грабежах. В 1648-1649 годах появился ряд «антискоморошьих» указных грамот. В этих документах, наряду с осуждением пьянства, сквернословия, суеверий и языческих обрядов, содержится запрет на представления скоморохов, а их инструменты предписано изымать и уничтожать. Народная любовь не спасла от гнева властей ни бродячих артистов, ни их инструменты. После указа царя Алексея Михайловича Тишайшего началось повсеместное уничтожение домр:их отбирали у скоморохов, находили в домах, складывали на телеги и отвозили сжигать. Упоминания о домрах в народном творчестве есть, но подробных изображений до нас не дошло, как и самих инструментов. 

К этому же времени относятся первые упоминания балалаек. Сходство конструкции двух инструментов и историческая последовательность их появления привели к интересному выводу — домра не исчезла с исторической сцены, а переродилась в балалайку! Балалайка и домра, таким образом, не просто ближайшие родственники, а виды одного инструмента, история которого получила новый резкий поворот в результате создания Великорусского оркестра Василия Андреева. 

– Кто и как восстановил инструмент?

–  В 1896 году оркестрант Андреева,Мартынов, привез из Вятской губернии необычную балалайку с полукруглым корпусом. Инструмент настолько походил на изображения и описания домры, что единомышленники, принимавшие участие в организации первого оркестра русских инструментов, посчитали возможным использовать его как прототип для реконструкции. 

С 1890 года в имении Андреева была создана мастерская, где работал мастер-краснодеревщик, крестьянин Семен Налимов, который занимался реконструкцией. Сравнив найденный образец со старинными лубочными картинками, Василий Васильевич совместно с Семёном Налимовым и Николаем Фоминым воссоздали русские национальные инструменты. Фомин определил количество и настройку струн всех разновидностей домр и балалаек, сделал их чертежи, по которым Налимов изготовил первые инструменты. Мастер, впоследствии названный «русский Страдивари», не только искусно владел столярным делом, но и обладал уникальным чувством — он слышал «поющее» дерево.

По идее Василия Андреева, качественно изготовленные, обладающие большими художественными возможностями инструменты, и со вкусом подобранный репертуар должны способствовать сохранению и возвращению песни в русский народ. От низших слоев общества до самых высоких. 

Для создания оркестра особенно был необходим мелодический инструмент, способный выразительно «петь» партию русской песни. Домра, известная как самый любимый инструмент скоморохов, особенно интересовала Андреева и заняла важную мелодическую роль в русском оркестре.

Как пришла идея создания такого проекта? Расскажите, пожалуйста, о нем.

Идея проекта «Юниор домры» родилась во время проведения мастер-классов от образовательного центра Юрия Башмета в городах России. Я стала замечать, что многие вопросы у детей в музшколе связаны с отсутствием инструментов, учитывающих индивидуальные особенности юных домристов. Комплекция и  физиологическое развитие ребят - разные. Тем более после реформы музыкального образования обучаться игре начинают с 5-6 лет. С появлением современного репертуара потребность в динамике инструментов у исполнителей выросла - их стали  делать с большим размером корпуса. 

В этой связи мы  чаще стали видеть детей с нарушением осанки и технологическими проблемами. 

Вопрос о фиксации домры стал первоочередным: ведь первыми исполнителями были оркестранты, взрослые мужчины, в чьих руках инструмент казался маленьким. Они располагали домру на бедре правой ноги, положив ее поперек левой ноги. Это позволяло им сохранять ровную осанку и проявлять тем самым духовно-нравственные ценности: красоты, здоровье, знание.  Вопрос о необходимости уменьшенных инструментов еще поднимался более 100 лет назад мастером Семёном Налимовым, который изготовил домры и балалайки особых размеров для обучения детей Николая II. 

Для того, чтобы обеспечить все детские музыкальные школы и искусств  уменьшенными домрами необходима была организация серийного производства, с возможностью создания их для детей разных возрастов уже в XXI веке. Юниор инструменты, по примеру классических инструментов было принято делить на базовые размеры: 1/2, 3/4 и 4/4, которые на 5, 10, 15 процентов меньше обычной домры. 

Наряду с разработкой уменьшенной малой  домры было принято решение сделать соразмерную  альтовую. Народно-инструментальное искусство является важнейшим и необходимым компонентом российской культуры. К сожалению, у нас  не хватает специалистов и  выпускников, владеющих игрой на этом инструменте. Альтовая домра по размеру больше, чем малая (в соотношении, как скрипка и альт) и переход на нее, в этой связи,  сложен для детей в музыкальной школе. Таким образом, неосознанно происходит сдерживание развития исполнительства на данном инструменте. Изготовление уменьшенной (юниор) альтовой домры позволит переходить на этот нее уже  в 8-9 лет. Так я пришла к тому, что уменьшенные инструменты  в процессе обучения помогут разрешить многие вопросы: фиксацию домры, сохраняющей осанку и здоровье, свободу игрового аппарата, легкое освоение навыков игры, влияющих на уверенность юного музыканта, формирующих позитивные жизненные ориентиры у детей. 

Тестирование размеров Юниор домр в ДМШ - девочке 7 лет, с педагогом. Фотография предоставлена Светланой Смоляр.

Как получилось добиться выделения гранта на реализацию проекта?

Фонд президентский грант с 2017 года ежегодно проводит два конкурса.. Вознаграждение для победителей выделяют в качестве материальной поддержки для решения различных социально-бытовых проблем государства. При этом помощь не выдается на деятельность, которой уже занимается компания. Грант Президента служит для поддержки проектов, которые должны помочь решить проблему в результате конкретных мероприятий и действий, но не решает ее в настоящее время. 

Получив необходимую информацию из интернета о гранте, я соотнесла ее с тем, что в настоящее время нет серийного производства уменьшенных домр и решила, что мы можем оформлять заявку. 

После того, как была завершена работа с формированием команды, мы приступили к поиску партнеров. Ими выступили: : компания Doff мануфактура (изготовление юниор инструментов по заданным лекалам), компания Lutner (чехлы), фирма Мозеръ и компания "Господин музыкант«(струны), ООО «ТД Мега Сервис» — изготовитель складной подставки для ног. А также заручились поддержкой заслуженных деятелей искусства и педагогов.  

Как происходит процесс создания домры?

– Мануфактура Дофф с 2002 года занимается производством домр в продолжение традиций знаменитой музыкальной Ленинградской фабрики им. Луначарского. Реконструированная трехструнный инструмент имеет квартовый строй и полный хроматический звукоряд. Процесс создания серийных домр проходит несколько этапов и оказывается в руках множества специалистов: каждый из них выполняет лишь часть работы, не изготавливая целиком инструмент, как частный мастер музыкальных инструментов. 

Сначала определяются размеры инструментов. Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки. 

Потом специалист создаёт так называемую болванку инструмента, на которую следующий специалист «вяжет» корпус. Другой специалист изготавливает гриф, а третий соединяет с корпусом. В последующем ставятся  пружины, дека, накладка и, наконец, лады. На завершающих этапах будущий инструмент покрывают лаком, , ставят подставку и струны.. Кратко это выглядит так, но несомненно существует гораздо более подробный процесс. Материалы, из которых делают домры, — натуральные: ель, палисандр, клен, черное дерево.

Мануфактура Дофф. Домры в процессе создания. Фото: Ирина Иванова

Заготовки домр на мануфактуру Дофф. Фото: Ирина Иванова.

Мастер создает клепки для кузова домры на специальном приборе. Фото: Ирина Иванова.
Мастер соединяет клепкидля домры воедино. Фото: Ирина Иванова.

 Мануфактура Дофф – место, где рождаются домры. Фото: Ирина Иванова.

Мастерица натягивает струны на домру. Фото: Ирина Иванова.

Струны крепятся к кнопкам и к колкам. Фото: Ирина Иванова.

Домра отправлется на свое место в ожидании своих будущих хозяев. Фото: Ирина Иванова.


– Были ли какие-то технологические трудности при создании инструмента? Ведь практики создания домр для детей младшего школьного возраста не было никогда. Кто занимался проектированием? 

– Мастера в Санкт-Петербурге давно делают на заказ 3/4 домры малые. В отдельных школах есть примеры таких инструментов, но их очень мало. Также в оркестре им. Василия Андреева есть инструменты мастера Семена Налимова, которые изготавливались в те времена немного уменьшенного размера. Нас интересовала альтовая домра, которая имеет совсем небольшой корпус.

Необходимо было найти все эти инструменты и снять с них размеры. Я лично, со штангельциркулем в руках, посетила разные ДМШ и ДШИ г. Санкт-Петербурга и измерила все возможные варианты уменьшенных инструментов. Это позволило составить техническое задание для производителей. 

На каждом этапе нас ожидали определенные разные сложности. 

На первом этапе мы получили первые инструменты с толстым грифом — по традиции XX века. К XXI веку толщина грифа мастеровых инструментов изменилась, а производственная — нет, что прояснилось в процессе. Поэтому мы попросили их точно выставить, предложенные нами, внеся правки и корректировки. 

На втором этапе проявились призвуки: эксперт обратил  внимание на качество звука, что тоже потребовало изменений. а третьем этапе были корректировки  подлокотника.

Кто тестировал готовые детские инструменты? Как это происходило?

В первую очередь, тестирование юниор домр проводила эксперт оценки качества — Заслуженная артистка России, профессор СПб государственной консерватории Наталья Николаевна. Шкребко. Также своего рода процедура соответствия проводилась в Санкт-Петербургской консерватории, куда мы также представляли инструмент. Если юниор инструменты не имели замечаний, то  они передавались далее педагогам музшкол и школ искусств и ДШИ на тестирование, поддерживая обратную связь. Также мы запросили экспертное независимое мнение у трех музыкальных мастеров Санкт-Петербурга и получили от них отзыв с пожеланиями для производителей.

Передача ДМШ юниор домры с договором о безвозмездном пользовании

Также мы  провели две презентации юниор домр для всех желающих педагогов ДМШ и ДШИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На мероприятии преподаватели могли тестировать инструменты и оставлять свои пожелания, которые мы передавали производителям. 

– Какие школы получат инструменты?

– В рамках грантового проекта и уже выделенного финансирования от Фонда культурных инициатив инструменты получат 11 детей из ДМШ и ДШИ, которые ранее прислали письма поддержки проекту.

Семь образовательных учреждений уже получили инструменты - с ними оформлены документы о безвозмездной передаче юниор домр. Еще 4 педагога получат инструменты на презентации в мае. Инструменты передаются укомплектованные:  чехол со специальной вставкой для фиксации уменьшенного инструмента, складная подставка для двух ног для детей, антискользящий коврик для фиксации домры и струны меньшего натяжения (для игры без сильного дискомфорта для детских пальчиков).

– Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах.

– Реализация проекта показала большую заинтересованность и необходимость в юниор домрах педагогов из разных учреждений начального образования. Мы получили отзывы от педагогов со словами: «Ребенок больше не плачет и легко может извлечь звуки», что говорит о безусловной важности проекта.

В дальнейшем мы бы хотели обратиться в Администрацию Санкт-Петербурга, чтобы добиться дальнейшей реализации производства инструментов уменьшенного размера для всех профильных учреждений дополнительного образования в рамках бюджетного финансирования.   

В других городах России также много юных домристов нуждаются в соразмерных инструментах - нам важно найти наиболее простой способ в реализации флагманского проекта у нас в Санкт-Петербурге, чтобы потом поделиться опытом с другими городами. А серийное производство поможет быстро обеспечить юниор национальными инструментами детей в России. 

Готовые домры. Фотография предоставлена Светланой Смоляр.




Заставка: фото Ирины Ивановой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Смотреть все