Валентина Лутц: «Есть любовь к своему делу»
Интервью

26 сентября 2023 года

Валентина Лутц: «Есть любовь к своему делу»

Фото: пресс-служба Театра у Нарвских ворот.
В далеком 1990 году, в непростое для страны время, на карте Санкт-Петербурга появился новый культурный объект под названием «Театр-студия «Новый театр», который занял свое достойное место в ряду храмов Мельпомены Северной столицы. Он был основан Валентиной Лутц как театр для детей, который выполнял и по сей день выполняет важнейшую миссию по приобщению подрастающего поколения к высокому искусству. В 1991 году учреждение стало государственным и получило новое название – Государственный детский драматический «Театр у Нарвских ворот». 30 лет он принадлежал Администрации Кировского района города. С 2021 года театр находится в ведении Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Художественный руководитель театра и заслуженный работник культуры РФ Валентина Лутц рассказала порталу «Культура Петербурга» о развитии своего детища и о собственном жизненном пути.
Фото: пресс-служба Театра у Нарвских ворот.

- Давайте начнем с самого начала. Как у Вас появилось желание стать режиссером?

- Не буду лукавить. Все гораздо проще. Работала артисткой в Курске. Знакомые предложили поступать во ВПШК на режиссуру. Я согласилась. Надо сказать - не жалею, что получила хорошее образование у своих мастеров Ольги Филипповны Климановой и Юрия Марковича Зандберга.

- Вы окончили режиссерский курс в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Нравилось ли Вам там учиться? Как Вам тогда казалось: что самое главное в профессии актрисы и режиссера?

-  Студенческие годы самые продуктивные. Ты впитываешь все, что тебе дают мастера. Мы были первым курсом, который дал старт режиссерам профессиональных театров. Раньше во ВПШК выпускались только режиссеры самодеятельных кружков. Курс был разновозрастный, и это особенно интересно. Мы обогащали друг друга тем багажом, которым обладал каждый из нас.

- Вы работали актрисой драматической группы «На Обводном» при популярной рок-театр-студии «Секрет». Какие роли играли? И какова была Ваша первая роль?

- В бит-квартет «Секрет» я пришла уже состоявшейся актрисой. У меня за плечами было уже множество ролей в разных театрах страны. Работать сюда я пришла в год 100-летия Анны Ахматовой и Юрий Зандберг создал со мной моноспектакль «Реквием». При этом первая моя роль была в выпускном спектакле, а потом в драматическом театре г. Курска. Я играла Либеру в «Кьоджинских перепалках» Карла Гольдони.

- Когда выпускник покидает альма-матер, он порой сталкивается с тем, что на работе процессы протекают не так, как учили в учебном заведении. Изменились ли Ваши взгляды на работу в театре после того, как Вы вышли на сцену?

-  Да, конечно. Театр – это не безмятежное студенческое время. Это другие требования и ответственность.
Фото: пресс-служба Театра у Нарвских ворот.

- Как Вы пришли к идее основать свой собственный театр? Как он стал государственным?

-  Не стало «Секрета». Драматическая группа «На Обводном» разделилась на два театра – Областной театр «Причастие» и театр «Сатиры на Васильевском», куда я и ушла. Но спустя время поняла, что это не мой театр. И решилась на создание своего театра, только для детей, в память о моем Мастере Юрии Марковиче Зандберге.

- Почему Вы ставите спектакли только для детей?

- Это мое убеждение, что дети - самый лучший зритель на свете. Поэтому и работать для него надо особенно ответственно. Это вдохновляет.

- Как Вы решаете, что эта театральная постановка будет хорошо воспринята маленькими зрителями? Не приходилось ли Вам разочаровываться в этом решении?

-  За 32 с лишним года бывало всякое. И ошибки бывали, но больше успешных постановок. Выбор определяют многие составляющие, начиная от материала до достойной постановочной группы. Театр - сложный организм, не угадаешь, как зритель отреагирует.

- Как Вы думаете, какие спектакли должны быть в репертуаре каждого уважающего себя детского театра?

-  Прежде всего классика. Дети должны воспитываться на хорошей драматургии. Но все в меру. Современные пьесы у нас тоже пользуются уважением.

- Театр начинается с вешалки. А с чего начинается детский спектакль?

-  Детский театр начинается с серьезного отношения к профессии всех участников спектакля: артистов, художественно-постановочной части, администраторов… Словом всех, кто живет в доме под названием «Театр».

- Исходя из Вашего опыта, что бы Вы порекомендовали родителям для подготовки ребенка к посещению театра?

-  Не знаю. Все индивидуально. Чаще посещать театр.

- За время работы театром было выпущено более 50 спектаклей, среди которых не только классические, но и экспериментальные постановки. Например, спектакль «Золушка», поставленный в стиле клоунады, «Кентервильское привидение» — в стиле черно-белого немого кино или «Маленький принц», сочетающий в себе драматический, инженерный, кукольный и визуальный театр. С чем связана такая тяга к экспериментам?

-  Этого требует время. Меняется театр вообще, появляются новые формы, новые тенденции. Детский театр также подвержен внедрению новых творческих поисков.

- Спектакль «Кентервильское привидение» поставлен совместно с македонским театром «Бабец», а в рамках проекта «Искусство без границ» с 2005 года театр сотрудничал со школой «Борис» (Гетеборг, Швеция), в результате чего родился спектакль «Фрёкен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга на русском и шведском языках. Актеры и режиссеры, работающие в международных командах, часто сталкиваются с разницей в менталитете, подходе к темам. Ощутили ли Вы наличие подобной сложности?

-  Нет. Даже общаясь на разных языках, артисты прекрасно чувствуют друг друга.

- Сейчас создается много творческих проектов совместно с Китаем и Африкой. Думаете ли Вы о подобном сотрудничестве? Если да, то, что это будут за спектакли?

-  Мы открыты всем ветрам. Появится такая возможность, будет понятно, что надо создавать, исходя из обстоятельств.
Фото: пресс-служба Театра у Нарвских ворот.

- В 2016 году в театре создан проект «Интеграция особых детей в пространство театра», который объединяет различные центры, ориентированные на малышей с особенностями развития. Как появился этот проект? Почему Вы решили заняться этой темой?

-  Это было предложение депутата ЗАКСа поработать для особых детей. Попробовали. Получилось. Стало традицией в последнюю неделю мая играть спектакли для особых детей. С ними разговаривать на особом языке. Нельзя играть для них спектакли без душевных затрат.

- Как происходит работа над спектаклем? Вы берете спектакль, который уже есть в репертуаре и адаптируете его для особенного зрителя? Или это изначально абсолютно разные постановки?

- Да, мы представляли им спектакли нашего репертуара. Для разных групп детей вносим свои коррективы, чтобы было доступно восприятию этих особенных зрителей.

- Как Вы подбираете репертуар для особых детей? Сталкиваетесь ли с тем, что они по-другому воспринимают сюжетные повороты?

-  Они такие же, как все дети. Только надо доступно донести до них происходящее на сцене. Для плохо слышащих даем пластические спектакли, для плохо видящих используем тактильные приемы и т.д.

- «Театру у Нарвских ворот» больше 30 лет. Что нужно делать для того, чтобы театр жил долго и был успешным?

-  Работать 24 х 7. Исключить из жизни своей равнодушие, холодный нос и безразличное отношение к делу, которому Вы служите.

- Каков секрет успешного художественного руководителя?

-  Секретов нет. Есть любовь к своему делу. И ответственность за свою команду.

- Каковы Ваши творческие планы по развитию театра?

-  Прежде всего, получить достойное помещение для театра, которое даст возможность для художественного развития.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Смотреть все