Елена Гордеева: «Чтобы возродить традицию, нужно сделать ее живой»
Интервью

14 мая 2023 года

Елена Гордеева: «Чтобы возродить традицию, нужно сделать ее живой»

Захожские мастерицы издревле создавали прекрасные кружева. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka
В Киришском районе Ленинградской области изобрели машину времени. Все желающие могу прийти вместе со сватами в избу и оценить: что представляют собой традиции русского сватовства, а заодно посмотреть: хорошие ли кружева создавала в качестве приданного невеста.

Елена Гордеева занимается воссозданием традиционного искусства. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

Древнее мастерство

Дело в том, что в Захожье кружева являются народным достоянием. В этих деревнях, расположенных на пути «Из варяг в греки», женщины издревле создавали удивительные работы, рисунки которых нельзя найти больше ни в одном из городов мира. Украшения, также как и на Вологодчине, изготавливают на коклюшках, но орнамент в Ленинградской области – совершенно иной.

- Навыки кружевоплетения передавались в наших краях издавна, из поколения в поколение, от бабушки к маме, от мамы к дочке, - рассказывает директор культурно-исторического центра "Светелочка" Елена Гордеева. – Выражаясь современным языком, это ремесло является брендом и одним из культурных кодов Ленинградской области. В отличии от Вологодчины, наши мастерицы никогда не создавали свои работы на продажу. Все кружева женщины делали исключительно для семьи. И 100, и 200 лет назад в наших деревнях тканевым узором украшали все: занавески, покрывала, полотенца. Именно из-за отсутствия торговли, произведения наших искусниц жители страны знают гораздо меньше, чем работы, созданные в других регионах.

Создание красивого кружева занимало много часов. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

Девушку, не умевшую плести кружево, замуж не брали

До революции о киришских невестах судили по тому, насколько красивые кружева они создавали. Ко дню сватовства барышня должна была иметь в качестве приданого не менее 40 предметов кружевного текстиля. И если не шел у девушки промысел – ее шансы выйти замуж резко падали, а в деревне такую девицу начинали величать не иначе, как «беспрокой», что звучало очень обидно.

- В Культурно-историческом центре ремёсел «Светелочка» Киришского района мы создали и регулярно показываем интерактивную постановку «Захожское сватовство. Невестино приданое», - продолжает Елена. – Наш спектакль, в котором мы приглашаем принять участие зрителей, подчеркивает то, что местный брачный обряд был напрямую связан с кружевной культурной традицией. Чтобы гости более детально прочувствовали ситуацию, в мастерской народного костюма «Славутница» специально для постановки были сделаны наряды, украшенные металлизированным кружевом ручной работы, подобные тем, что носили крестьяне в Новоладожском уезде. А чтобы воссоздать четыре десятка предметов приданного деревенской невесты, потрудиться пришлось целому коллективу «Захожской мануфактуры». Постановка создана при поддержке Фонда президентских грантов при методическом сопровождении Дома народного творчества Ленинградской области. Режиссёром постановки является Софья Владыкина, искусствовед, художник по текстилю и традиционному костюму, член Санкт-Петербургского Союза художников.

В Захожье зрители могут увидеть спектакли, посвященные особенностям традиционных сватовства и свадьбы. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

К слову, раньше созданием кружев для собственного приданного молодки занимались в свободное от хозяйственных работ время.

- Когда девушки отправлялись на посиделки, «бесИды», как их у нас называют, матери им обычно говорили: «Вот тебе коклюшки, надо сплесть кружево «от сих» «до сих»», - утверждает директор центра. - Вот рукодельницы поплетут – потанцуют, поплетут – потанцуют. А парни приглядывались, какая из красавиц является большей искусницей. К той и старались засылать сватов.

Зрители могут стать участниками спектаклей, проводимых в центре "Светелочка". Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

Сейчас в Культурно-историческом центре ремёсел «Светелочка» Киришского района интерактивные программы, в которых могут принять участие посетители, созданы не только по обряду сватовства, но и с использованием традиций «Захожских бесИд».

В рамках других мероприятий центра гостям предлагается самостоятельно попробовать: каково это - плести кружева.

- Для туристов мы проводим короткий мастер-класс, позволяющий буквально за десять минут сделать для себя небольшой оберег, - рассказывает Елена Ивановна. – Для сравнения: чтобы создать приличное по размеру кружево, требуется не менее восьми часов.

Так выглядит рисунок - "медвежья лапа". Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

Семейная традиция, существующая нескольких столетий

Сейчас при «Светелочке» работают курсы, дающие возможность нашим современницам не просто узнать принцип создания кружев, но и по-настоящему овладеть старинным промыслом. Зачем это нужно? Во-первых, чтобы приобщиться к древним традициям, во-вторых, чтобы украсить свою одежду интересными элементами, например, изысканными кружевными воротниками.
- А еще – среди наших учениц много женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, - продолжает Гордеева. – Используя президентские гранты, мы уже несколько лет бесплатно обучаем девушек создавать кружева на коклюшках. После чего мастерицы могут изготавливать работы для нашей же сувенирной лавки и поддерживать себя материально.

Кружево красиво смотрится даже в сочетании с современной одеждой. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

Школьники и студенты в 2022 году могли принять участие в другом проекте «Захожское кружево. Сплетение времён», реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

- Наш культурно-исторический центр ремёсел "Светёлочка" изучает и возрождает Захожское коклюшечное кружевоплетение, как наследие, как семейную традицию, - продолжает Гордеева. - Но чтобы возродить это ремесло, нужно сделать его живым, современным, актуальным. Для этого необходимо участие молодёжи - студентов творческих специальностей из разных учебных заведений.

Создание кружева - процесс увлекательный. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka

Курья лапа – к богатству

Портал «Культура Петербурга» решил узнать: как именно создавали свои красивые тканые узоры наши пра-прабабушки? Выяснилось, что для начала мастерицы брали тканевый мешок, плотно набивали его сеном, накладывали сверху на получившийся валик понравившийся рисунок и прикалывали его булавками к поверхности плотно по периметру. После чего посредством переплетения нитей, на концах которых были деревянные палочки – коклюшки, получалось кружево с необычным рисунком.
Между прочим, рисунок жительницы этих краев во все времена выбирали не случайным образом.
- Орнамент на наших работах имеет символическое и обереговое значение, - считает собеседница. – Когда хотели пожелать кому-то крепости и сил – выбирали для него узор с медвежьей лапой, богатства – с курьей лапой.

Среди людей, увлекающихся созданием кружева, есть и молодежь. Фото: vk.com/publicsvetelo4ka
По мнению Елены, работа с коклюшками может заинтересовать даже современного человека.
- Я иногда сама сажусь вечером у телевизора и думаю, дай-ка, пока сериал смотрю, немного поплету, - утверждает директор культурно-просветительского центра, – и так увлекаюсь, что вроде уже и час, и два часа ночи, а мне все никак не остановиться. Хочется еще немного поработать с этим красивым витым украшением.

Пока работы мастериц продают исключительно в культурно-историческом центре ремёсел «Светелочка». Но любители народного промысла делают все, чтобы эти изысканные узоры увидело как можно больше людей. И хочется верить, что так и случится.


Читайте также: Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга (spbcult.ru)

Репортаж с выставки «Русское лоскутное шитье» в Строгановском дворце (spbcult.ru)


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
17.05

Екатерина Артюшкина: «Сегодня «Петербург-концерт» достойно представляет Санкт-Петербург в России и за ее пределами»

Победа
Блокада Ленинграда
08.05

Екатерина Мурина: «Чайковский спас нас от голода!»

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Смотреть все