Какие сувениры нужны Петербургу: стильные, креативные, с душой!
Интервью

17 ноября 2023 года

Какие сувениры нужны Петербургу: стильные, креативные, с душой!

Редакция портала «Культура Петербурга» взяла интервью у Наны Гвичии – заместителя председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и у Юлии Рыбаковой – директора конкурса «Новая культура сувениров».

Петербургские сувениры / Фото: Алёна Абрамова.
10 ноября в Петербурге стартовал конкурс «Новая культура сувениров». Проект поможет создать новые интересные сувениры и качественно их воплотить, поддержит разработчиков и производителей региональной сувенирной продукции. Редакция портала «Культура Петербурга» узнала об идее и особенностях конкурса у заместителя председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Наны Маргушевны Гвичии и у директора конкурса, генерального директора «Центра развития креативного туризма» Юлии Львовны Рыбаковой.
Набор шоколадных конфет «Петербург — это Счастье» / Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

 Расскажите, пожалуйста, как родилась идея конкурса «Новая культура сувениров»?

Нана Маргушевна Гвичия   «В условиях глобализации современного мира большую роль в формировании туристского имиджа региона играют символы, которые определяют его уникальность и узнаваемость. Такую функцию могут выполнять сувениры. Они формируют не только имидж территории, но и общественное мнение о регионе у потребителей, создает узнаваемость существующих локальных брендов, помогает устанавливать коммуникацию с гостями города. Сувениры надолго сохраняют воспоминания самого туриста о посещенных им интересных местах и точках притяжения, о знаменательных событиях или важных датах, вызывают позитивные впечатления и ассоциации».
  Юлия Львовна Рыбакова   «Сама тема появилась в рамках проекта, который мы уже делаем с Комитетом по развитию туризма с августа этого года. Не секрет, что Санкт-Петербург — центр компетенций по развитию креативного туризма, в Северной столице очень многое делается в этом направлении. Но начать решили именно с сувенирной индустрии, как самой проявленной, прагматичной сферы в пространстве города. Для Санкт-Петербурга качество сувенирной продукции — вопрос серьезный, и стоит задача с ним что-то сделать».
    Петербургские сувениры / Фото: Алёна Абрамова
Нана Маргушевна Гвичия   «Современная высокохудожественная сувенирная продукция — это важная экономическая составляющая любого туристского продукта. Массовая реализация таких товаров позволяет окупать затраты на проведение многих масштабных деловых мероприятий и крупных событий. Кроме экономического, это производство имеет также и социальное значение и выступает одним из инструментов устойчивого развития туризма, поскольку изготовление и реализация сувенирной продукции и народных художественных промыслов повышают занятость местного населения, оказывают поддержку малому и среднему бизнесу и работают на рост экономической отдачи от туризма.
     Открытка с Дворцовой площадью / Фото: Алёна Абрамова
    В Санкт-Петербурге — городе разных культур, составляющих многоликий и единый образ, поддерживаются тесные культурные, социально-экономические связи, происходит взаимообмен творческими идеями, идет поиск новых перспектив сотрудничества, вопросов соотношения общечеловеческих и национальных ценностей, в том числе через процесс созидания и дизайна уникальных туристских продуктов и сувенирных изделий, как элементов общего культурного кода территории.

Северная столица как участник программы «Сеть творческих городов ЮНЕСКО» на протяжении последних лет большое внимание уделяет вопросам развития творческих индустрий, в частности, в наших туристско-информационных центрах мы стараемся представлять локальную сувенирную продукцию субъектов малого и среднего бизнеса.

Нельзя не упомянуть также инициативы и проекты в развитии направления сувенирной продукции Академии Штиглица — признанной кузнице в подготовке высокопрофессиональных дизайнеров, художников и мастеров не только в Санкт-Петербурге, но и во всей стране. Это учебное учреждение запустило в свое время собственный конкурс сувениров, именно на опыт этого мероприятия мы и опирались.

Вместе с тем мы оказываем поддержку формированию единой городской концепции разработки сувенирной линейки, что и легло в основу идеи создания конкурса сувенирной продукции».

А кто был инициатором этого проекта?
Нана Маргушевна Гвичия   «В рамках открытия летнего туристского сезона этого года, в ходе посещения обновленного туристско-информационного павильона на Дворцовой площади вице-губернатором Санкт-Петербурга Борисом Михайловичем Пиотровским и председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александром Николаевичем Бельским была поддержана идея о необходимости создания сувенирной линейки города в качестве инструмента продвижения культурных особенностей и туристского потенциала Северной столицы через предметы с официальной символикой территориального бренда города.
      На открытии обновленного павильона / Фото: gov.spb.ru Комитет по развитию туризма Санкт‑Петербурга
    В текущем году Комитет совместно с привлеченными экспертами в сфере туризма, культуры, специалистами по брендингу и маркетингу, производителями и продавцами сувенирной продукции, представителями дизайнерских и креативных центров и АНО «Сеть Креативного Туризма» запустил проект по разработке концепции формирования креативной сувенирной линейки для Санкт-Петербурга.

Важно отметить также роль межведомственного взаимодействия и поблагодарить Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в нашем городе («Мой бизнес»). Это объединение предоставило нам перечень компаний, занимающихся народно-художественными промыслами.

В ходе работы над проектом были проведены креативные сессии, опросы экспертов и туристов, а также стратегический проектный семинар, в рамках которого было проработано более 50 креативных идей новых сувениров для Петербурга. По итогам дизайнеры и производители креативной продукции разработали макеты новых сувениров, некоторые из них уже готовятся к производству.

Проведенные мероприятия показали заинтересованность и готовность экспертов туристической области, производителей, креативных предпринимателей и представителей администрации к диалогу и совместному развитию города для новых направлений туризма».
    Петербургские сувениры / Фото: Алёна Абрамова
Юлия Львовна Рыбакова   «Инициатором проекта был, конечно, Комитет по развитию туризма, но обсуждали вопрос мы вместе. У Комитета довольно давно существует понимание, что есть проблема в этом направлении, и понятно, что сувенир является каналом коммуникации с туристами. А также посткоммуникации, когда человек уже посетил территорию, уехал и привез некоторое впечатление, упакованное в сувенир, которое и продлевает воспоминания. Захотелось попробовать изменить качество этого общения.
    Проводя в рамках нашего проекта исследования, мы обратили внимание, что меняется и аудитория, и запрос на рынке сувениров. Если раньше люди возили магниты, и это был очень простой и понятный для многих формат подарочной продукции, то сейчас тренд на другое. Туристы хотят функциональных сувениров, интересных по дизайну, по смысловой составляющей. В идеале очень популярен качественный мерч — линейка брендированной продукции и сувениров, которая отражает визуальные символы и смыслы города, к которым хочется присоединяться и нести эти идеи дальше. Например, у нас на стратегическом семинаре родилась мысль сделать линейку «Дожди Санкт-Петербурга». Многие участники проекта сказали, что с удовольствием будут  носить такую продукцию, даже уже уехав из Санкт-Петербурга, в своих городах. Потому что погода Питера и дожди Питера — это уже некоторые символы, с которыми можно дальше играть, обсуждать и коммуницировать. Это история для очень интересной, качественной и веселой линейки сувениров».

Известно ли уже, кто войдет в состав жюри конкурса?
Нана Маргушевна Гвичия   «В состав жюри войдут представители региональных органов власти, эксперты из сферы туризма и индустрии гостеприимства, культуры и искусства, общественные деятели и представители медиасферы».
Юлия Львовна Рыбакова   «Мы пригласили тех же людей, кто участвовал в проекте сувенирного конкурса. Уже подтвердили свое участие коллеги из событийных проектов. Представитель арт-рынка — галерея «Березка» и куратор ее выставочных проектов Кристина Сасонко. Дали согласие коллеги из сувенирной индустрии — Андрей Дегтяренко из компании «Проект 111». Подключилась к этой истории Галерея Капеллы — Светлана Куропаткина. Она же работает и во ВХУТЕИНе. Институт культурных программ подтвердил свое партнерство. У нас есть и представители образовательного сектора. Очень важно, что в Оргкомитет вошла молодежь — студенты — победители различных конкурсов в сфере туризма. Именно они предложили дополнить номинации «диджитал сувениром». Это взгляд нового поколения и их запрос на развитие данного сегмента креативно-туристического рынка».
   

Каким образом формировались номинации конкурса?
Юлия Львовна Рыбакова   «Номинации конкурса сформировались из нескольких тем. Первая — это приоритетные направления туризма, которые развивает Санкт-Петербург: свадебный, промышленный и образовательный. И, конечно же, мы не могли обойти стороной гастрономический сувенир и вообще гастрономию Северной столицы, потому что город уже занял достойное место в этом направлении. Сюда приезжают погулять, походить по ресторанам. Есть поклонники отдельных поваров, кухонь, гастрономических проектов, еще подтянулась история с общественными пространствами. Это большой интересный сегмент.
    Плюс мы ввели креативный сувенир — поработали с темой культурно-познавательного туризма. Он меняется очень сильно. Санкт-Петербург запустил проект «Новая туристская география», это город ЮНЕСКО, который задает тренды изменений в культурном туризме в сторону креативности развития. Поэтому сам Бог велел думать в этом направлении и упаковывать креативные впечатления от города в специальную номинацию. Еще добавили одну категорию, называется она «Новые идеи сувениров». Туда же положили историю с диджитал сувениром. Нам хочется, чтобы мы могли помогать участникам формулировать свои идеи, получать обратную связь от экспертов, понимать — работают или не работают идеи сувениров. Эти профессиональные коммуникации будут формировать будущее рынка. Таким образом, у нас сложилось семь номинаций».
    Петербургские сувениры / Фото: Алёна Абрамова
Нана Маргушевна Гвичия   «Номинации конкурса формировались с учетом развития приоритетных направлений туризма в нашем городе — гастрономического, свадебного, промышленного, образовательного, делового.

При этом для нас важно, чтобы сувениры были ориентированы на местных производителей, имели высокое качество и поддерживали туристический бренд Северной столицы, а также были уникальными, не имеющими аналогов по дизайну в других регионах страны.

Принять участие в конкурсе могут производители сувенирной продукции, организации из сферы креативных индустрий и творческие предприниматели, творческая молодежь Санкт-Петербурга».

К участию в конкурсе приглашаются только профессионалы? Возможно ли принять участие всем заинтересованным в этой тематике, в том числе, студентам?
Юлия Львовна Рыбакова   «Да, конечно, важной аудиторией являются профессионалы, те люди, кто придумывает, производит сувениры в различных вещах, представители арт-рынка, присматривающиеся к этому сегменту. Но при этом для нас одной из целевых аудиторий является молодежь. И не только из Санкт-Петербурга. Из любых регионов. Для них номинация в части идеи сувениров, в том числе диджитал, очень интересна и креативна для реализации».

Где пройдет выставка работ финалистов конкурса?
Нана Маргушевна Гвичия   «Выставка работ пройдет в период с 12 по 13 декабря 2023 года в рамках ежегодного мероприятия Комитета «Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии туристских территорий, в том числе входящих в Сеть творческих городов ЮНЕСКО» в отеле Талион».

Как будут отмечены финалисты?
Нана Маргушевна Гвичия   «Церемония награждения победителей состоится 13 декабря, финалисты получат дипломы за 1, 2 и 3 место, медийную поддержку, памятные подарки и специальные призы от организаторов и стратегических партнеров конкурса».

Какие из существующих петербургских сувениров Вы можете отметить, как работающие на укрепление бренда города?

Нана Маргушевна Гвичия   «С целью продвижения туристского и гастрономического потенциала нашего города и для всех влюбленных в Северную столицу Комитетом в коллаборации с шоколадной фабрикой «Счастье» были созданы наборы шоколадных конфет с официальным, уникальным вкусом,  названием «Петербург — это Счастье» и наличием территориального бренда города.

За 15 лет неразрывной связи с Петербургом компания стала известна как поставщик одного из самых популярных сувениров. Это говорит о том, что данная продукция имеет высокую оценку среди туристов. Гости часто увозят гостинец с собой в качестве сувенира или просто подарка.
     
    Сувенир разработан для популяризации образа жизни и традиций нашего города. Конфеты являются продолжением туристского слогана Петербурга — «Город, где рождается хорошее настроение». В основе конфеты лежит фундучный грильяж, отсылающий к Франции, оказавшей в XVIII веке большое влияние на архитектуру, моду, культуру и гастрономический облик Северной столицы. Грильяж дополняет русскую ягоду — черную смородину, являющуюся обязательным атрибутом загородных дач, где всегда шла насыщенная творческая жизнь культурной столицы: под Петербургом жили и гостили Бродский, Ахматова и другие известные писатели и поэты. Легкий соленый акцент конфетам придает натуральная природная карельская соль – так мы подчеркнули особое географическое положение города.
    Аромадиффузоры с ароматами пышки, корюшки и мороженого из сирени / Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга
    Чтобы попробовать Питер не только на вкус, но и ощутить его особые запахи, вместе с Гильдией парфюмеров мы создали линейку аромадиффузоров с гастрономическими ароматами, характеризующими Петербург, — пышкой, корюшкой и мороженым из сирени. Сама Гильдия работает со многими учреждениями культуры, например, с Государственной Академической капеллой, с которой в свое время они совместно сформировали музыкальные ароматы.

Вместе с представителями бизнеса, обладающими исключительным правом на произведение и использования авторской продукции, что важно учитывать при организации деятельности в рамках творческих индустрий, мы также разработали фигурку петербургского ангела — карманный сувенир, объединяющий все символы Санкт-Петербурга и воплощающий дух города. Считается, что ангелы - покровители Северной столицы, оберегают жителей и гостей города. Композиция сувенира выступает набором символических объектов из числа историко-архитектурного наследия и объектов новой туристской географии —  фигурка ангела с зонтиком в Измайловском парке на скамейке под фонарем с чижиком-пыжиком, воплощает свободу, доброту, легкость и надежду.
    Фигурка петербургского ангела / Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга
    Традиционные сувениры Петербурга сложно представить без фарфора, поэтому в рамках сохранения лучших традиций петербургской школы, но в то же время с учетом креативного подхода, в соавторстве с командой профессиональных художников, дизайнеров и IT-специалистов мы создали сувенир из высококачественного костяного фарфора — тарелку с технологией дополненной реальности. Произведение расписывается вручную. В сюжете, изображенном на посуде, герой городского фольклора чижик-пыжик приобретает новую жизнь: забавная птичка прилетает на набережную соседней реки Мойки, чтобы похвастаться перед другими городскими птицами. Тем временем, веселую компанию подкарауливает еще один характерный житель Петербурга — рыжий кот Василий. Эмоции, возникающие при взгляде на сувенир с оживающим изображением, запоминаются на всю жизнь».
Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

Какие из существующих петербургских сувениров Вы можете отметить, как отражающие основные идеи конкурса?

Юлия Львовна Рыбакова   «Расскажу о том, какие идеи для линеек сувениров были предложены участниками креативных сессий — там были очень интересные предложения и хочется ими поделиться, возможно, они кому-то понравятся и будут реализованы.

Первое — линейка недорогих стильных магнитов и значков «Душа Петербурга», магниты с рожицами «Питер вдохновляет», значки с известными граффити и работами живописцев, потому что Северная столица - это город художников. Такие магниты уже частично есть, но хорошо бы чтобы их было больше.
    Отдельно хотелось бы видеть серию сувениров для семейных туристов. На это существует большой запрос от путешествующих с детьми родителей и бабушек с дедушками. Нужен питерский детский сувенир: возможно, это будут пазлы, конструкторы, 3D-модели и что-то еще неожиданное.
    Детские сувениры / Фото: Алёна Абрамова
          Еще важно, чтобы появилась линейка «Культурная штучка», в рамках которой город бы отражал особый северо-западный стиль и собственный художественный дискурс, существующий в Петербурге. Это могут быть сувениры с высоким качеством художественной продукции от Академии Штиглица, музейные подарки: свечи, воздух, запахи и ароматы города, модные современные украшения, шелковые платки, созданные в коллаборации с арт-площадками, чугунные решетки Северной столицы, смешные постеры и открытки с питерским суровым юмором.
    Миниатюрная книга / Фото: Алёна Абрамова
    Отдельно бы хотелось, чтобы была полностью сформирована и серия сувениров «Культура книжных магазинов Санкт-Петербурга». Она уже существует и у нее уже есть своя целевая аудитория интеллектуалов, живущих на невских берегах или приезжающих к нам. Речь идет о проектах с книжными магазинами и издательствами Санкт-Петербурга, и это очень интересная история в духе города.

Кроме того, хочется, чтобы появилась линейка «Сады и парки Питера». Люди с удовольствием привозят, сажают в садах на дачах, а также на своих подоконниках семена с открыток «Цветы Петербурга», «Цветы Ораниенбаума», рассаду, саженцы «Дуб Петра Первого», «Роза Екатерины Великой» и тому подобное. Так сохраняется память о прекрасных садах и парках нашего города. Это часть целой культуры обустройства прекрасных пространств.

Еще была идея — сделать линейку авторских сувениров в коллаборации с молодыми художниками, дизайнерами и ювелирами. Вообще идея сотрудничества и партнерства с различными институциями является трендом индустрии.
    Сувенирные изделия / Фото: Алёна Абрамова
    Обязательно должна существовать и линейка полезных вещей — функциональных сувениров, начиная с холщовых сумок для впечатлений, мешочков для ключей, стильных блокнотов, держалок для курток и шопперов, изделий из новых материалов, заканчивая серией питерского гастрономического сувенира, имеющей специальную маркировку.

Но все это должно быть промаркировано, упаковано и правильно представлено для целевой аудитории. Мы надеемся, что эти и многие другие проекты появятся и будут представлены на нашем конкурсе. Конкурс должен простимулировать появление новых сувениров, создание партнерства и профессиональных площадок, на которых можно обсуждать тренды, предлагать новые идеи, апробировать и запускать в производство новую продукцию.
    yex0tqzf7hlu3r1s5jxcalobknybwwcu.jpg
    Что хотят туристы, и что показывают опросы? Что нужны качественные товары местного производства, продукция с хорошим дизайном и символикой Санкт-Петербурга. Существует очень большой запрос на эксклюзивные подарки, сувениры с юмором и концептуальным подходом. Еще у туристов есть потребность в сопричастности и соучастие в изготовлении сувениров.

Чем не довольны туристы? Они отмечали засилье китайских сувениров, низкое качество в сегменте масс-маркета, высокие цены, ограниченность выбора и банальность товаров. Зачастую гостям не хватает времени на обход многочисленных сувенирных магазинов и рынков, при этом у туристов есть необходимость в узнаваемых, брендированных зонах продаж с качественными и интересными городскими товарами, приобретаемыми на память.

Механизм регулярного конкурса сможет помочь в отборе качественных и креативных сувенирных изделий и способствовать развитию предложения и поддержки производителей. Важно, чтобы Питер начал вкладывать свои смыслы и выстраивать нужную ему коммуникацию, работающую на формирование сферы впечатлений. Санкт-Петербургу есть, чем поделиться с миром, и конкурс в долгосрочной перспективе может стать такой площадкой для создания, упаковки и трансляции собственных смыслов и ценностей».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

Победа
Блокада Ленинграда
08.05

Екатерина Мурина: «Чайковский спас нас от голода!»

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Смотреть все