Опубликовано: 11 апреля 2024 года
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики. На ту же дату приходится и другой праздник - Мeждунapoдный день пoлетa чeлoвeкa в кocмoc, а еще неуловимо легкий - День солнечных лучей. А значит, 12 апреля - самое время говорить о фантастике, ведь первый полет человека в космос в 1961 году - это была настоящая фантастика, воплощенная в жизнь. И тут уместно подумать о будущем в целом.
Про него написано и придумано много произведений различной направленности. Как хорошо было сказано одним из столпов нашей фантастики Борисом Стругацким: « … будущее предстает перед нами в трех вариантах.
Во-первых, будущее, в котором мы хотели бы жить.
Во-вторых, будущее, в котором мы жить категорически не хотели бы.
И, наконец, будущее, о котором мы ничего не знаем….»
А в фильме «Сталкер», поставленном, как известно, тоже по произведению братьев Стругацких, герой произносит такую фразу: «Раньше будущее было лишь продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там, за горизонтами. А теперь будущее слилось с настоящим»…
Мы можем лишь гадать: к какой категории из списка Бориса Натановича будет относиться наше будущее. Но с предположениями писателей можно ознакомиться уже сейчас. Предлагаю любопытные книги, которые раскрывают все три вероятных варианта развития будущего.
Мария Галина «Волчья звезда»— Москва: Издательство «АСТ»», 2015. — 352 с.: (Лауреаты литературных премий).
Я сам поначалу пропустил эту книгу, первый раз вышедшую в далеком 2002 году. Только после прогремевшего в 2015 году мистического детектива «Автохтоны» один друг, мнение которого я уважаю, рассказал мне об этом романе, и я, «проглотив» его, потихоньку начал искать другие написанные автором произведения. Так и нашел эту небанально-фантастическую работу.
Надо сказать, что, начиная читать, я совсем не знал автора, его имя было не на слуху, несмотря на то, что Мария Семёновна — поэт, прозаик, критик, переводчик, к тому году успевшая получить за свои произведения 158 различных литературных премий и номинаций.
Сюжет романа, поначалу развивавшийся как постапокалипическая фантастика выживания, совсем не прост. Будущее. Земля одичала: на примитивные поселения между руин набегают кочевники, ржавые и поломанные предметы валяются в хижине Хранителя, который с трудом читает и не в состоянии собрать даже мясорубку. И тут внезапно прилетают они, люди со звезд, с летающими мобилями, непонятными приборами и большой культурной миссией, которую никто из местных не понимает и не принимает. А сами чужаки не могут понять, почему туземцы боятся Городов Мертвых, в то время как прилетевшие пытаются уйти от своего собственного страха, который, собственно, и привел их на прародину человечества.
Как выясняется далее, в не очень далеком будущем земные ученые находят способ сделать людей практически бессмертными. Претенденты на вечную жизнь проходят специальную обработку в так называемом имморталии – своеобразном инкубаторе для бессмертных, где потом и пребывают безвылазно: «…никто не знает, что там происходит с людьми — прошедшие обработку свели свои контакты до минимума…».
Земляне отказывают себе во всем, чтобы скопить деньги на имморталий и отодвинуть смерть в бесконечность. Целью жизни становится ее продление. Рождаемость в высокоразвитых странах падает до нуля. Технократическая и финансовая элита, заполучив биологическое бессмертие, думает только о том, как обеспечить личную физическую безопасность. Содержание огромного количества имморталиев, в которых «закуклилась» часть человечества, высасывает все материальные и энергетические ресурсы планеты. Исчез движущий импульс развития, утерян дух поиска, прогресс остановился, цивилизация стремительно клонится к закату.
Эта книга одновременно об огромной интуитивной тяге к знаниям, о том, как легко и быстро слетает с человека легкой скорлупой весь налет цивилизации, о том, как трудно быть человеком без человечества. И о том, как сложно быть бессмертным ксенофилом-романтиком (ксенофилия - это любовь, влечение или признательность к иностранным людям, манерам, обычаям или культурам), миролюбивым до идиотизма, на земле туземцев.
Мне очень трудно определить принадлежность этого романа к жанру: то, что начиналось, как фантастика-предупреждение постепенно переросло в глубокий философский трактат о столкновении изнеженного взгляда на мир романтиков с жестким и прагматичным подходом к жизни практиков. Причем красной нитью проходит мысль о том, как в погоне за личным благополучием легко ввергнуть цивилизацию в каменный век.
Возвращаясь к началу обзора – это то самое будущее, в котором жить категорически не хочется…
«Мир без Стругацких: (рассказы и повести)»— Москва: Издательство «АСТ»: редакция Елены Шубиной, 2024. — 445 с.: (Другая реальность).
А теперь из незавидного будущего перенесемся в мир, где братьев Стругацких не существует, где они не написали ни одной книги.
Как сказано в аннотации «Мы говорим: «Стругацкие» — подразумеваем «советская фантастика». Говорим: «советская фантастика» — подразумеваем «Стругацкие». Мысль о том, что соавторы могли бы не занять место в авангарде советской научной фантастики, не умещается в головах у любителей жанра. Тем интереснее посмотреть, какой бы была фантастика 1960–1970-х, если бы волей случая феномен Аркадия и Бориса не состоялся. Как и о чем говорили бы писатели этой параллельной вселенной? Или, точнее, параллельных вселенных: ведь история литературы могла пойти разными путями, и история отечественной фантастики в том числе.
Это очень смело и интересно вообразить, какой могла бы быть фантастика, написанная современниками авторов. Мастерами художественного слова, не работавшими в данном жанре. Что мог бы создать, например, в своей язвительной манере Василий Шукшин? Какой фантастический сюжет мог бы выйти из-под пера певца морей Виктора Конецкого? Какое произведение придумал бы Александр Галич? (очень интересный автор, над фильмом «Папа» по мотивам его, правда, не фантастической пьесы «Матросская тишина», моя старшая дочь рыдала).
«Фантастика - это литература», — часто повторяли братья Стругацкие. И регулярно подтверждали верность тезиса своими книгами. Кто из больших прозаиков мог бы занять вакантное место советского «фантаста № 1»? Детский писатель Юрий Коваль? Или Василий Аксёнов? Какую альтернативную реальность придумал бы обладатель легкого кавказского акцента Фазиль Искандер с его мудрым подходом к жизни? Какими бы темами и сюжетами обогатилась тогда фантастическая литература, что обрела, а что потеряла? Иные вселенные в антологии «Мир без Стругацких» исследуют современные писатели.
Эта книга - литературные игры, блестяще собранные Василием Владимирским под одной обложкой. Чего стоят, скажем, вымышленные биографии писателей с альтернативными линиями развитиями жизни…. В этой игре вместе с читателем и составителем участвуют как писатели о книгах, которых я писал в обзорах ранее (Дарья Бобылёва, Тимур Максютов), так и те, произведений которых не касался (Сергей Кузнецов, Владимир Березин, Ина Голдин и другие). Наши современники изобретательно творят новую историю литературы, в центре их внимания — другое будущее, другие страхи и другие мечты.
«Имитируя» чужой слог и стилистику, легко впасть в состояние крестьянского писателя-середнячка из романа «Золотой теленок»:
….Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился….
Но одно из достоинств этого сборника - бережное отношение к писателям-прототипам. И читатель наверняка получит удовольствие, читая работу.
Роман четко укладывающееся в концепцию самих Стругацких – Будущее, о котором мы ничего не знаем….
«Будущему - верить»— Москва: Издательство «Т8. Издательские технологии», 2024. —414 с.: (Мозаика миров)
Вот и с этим сборником (название которого я умышленно вынес в заголовок обзора) у меня случилась очень похожая история.
Концепция рассматриваемой книги восхитительна. Это сборник не только фантастических рассказов, но и футурологических эссе о будущем. Будущее – здесь это не только и столько самобеглые повозки, самообучающиеся роботы и межзвездные полеты. Это, в первую очередь, свет. Звездный свет в блистере скафандра, свет добра и справедливости в обществе, свет в душе каждого. Потому что настоящий свет – внутри нас. А значит, будущему – верить! Будущему – быть.
Я искренне восхищен и аплодирую составителям стоя. Мне очень хочется задать вопрос: «Как вы смогли одновременно собрать под одной обложкой талантливейшие произведения (фантастические и не очень), и описать будущее, в котором мы хотели бы жить?» Причем, несмотря на все разнообразие авторов, во всех фантастических произведениях воспроизвести нежное, светлое и очень красивое будущее. Будущее, в котором робот может воспитать и защитить от одиночества ребенка, застрявшего в страшном катаклизме. Будущее, в котором писатель, походя, легким росчерком пера, пишет «сценарий» для глобального изменения мира. В сборнике история, рассказанная дедом своему далекому потомку, пытается подвигнуть детей не скатиться на средневековый уровень. А машина, созданная для убийства, оказывается способной влюбиться в человека…
Интересно, что футорологические эссе в книге не смотрятся ненужными дополнениями. Они очень грамотно задают вектор движения мысли и оттеняют, выделяют все те сокровища фантастики, которые, по моему мнению, необходимо впитать многим (а лучше бы всем) жителям нашей зеленой планеты….
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться