Капелла — центр креативных индустрий Петербурга
Репортажи и рецензии

20 апреля 2022 года

Капелла — центр креативных индустрий Петербурга

Фото: Алёна Абрамова

19 апреля в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошел пресс-тур, посвященный созданию Центра креативных индустрий и современным формам работы учреждений культуры.

Капелла многие годы создает творческие программы, основанные на синтезе музыки с другими видами искусств: живописью, фотографией, модой и мультимедиа. Центр креативных индустрий был создан с целью сохранения и развития российского искусства. В содружестве с представителями креативных индустрий, учреждениями культуры, научными и образовательными центрами, экспертами и специалистами Капелла реализует творческие новаторские проекты.

Программы Центра креативных индустрий направлены на популяризацию деятельности Капеллы и классического музыкального искусства, в том числе хорового пения. Работы по созданию инновационного контента экскурсионной и образовательно-развлекательной направленности помогают формированию у подростковой и студенческой молодежи ценностного отношения к музыкальному мировому наследию.

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Сергеевна Хомова / Фото: Андрей Добрецов

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Капелла — это место, где проходят новые авангардные проекты, где соединяются разные виды искусств. Для нас уже достаточно традиционно, что на сцене Капеллы звучат концерты-спектакли, где соединяются музыка и слово. Когда мы создали картинную галерею, художники стали рисовать под музыку, создавать свои картины в момент концерта на глазах у публики. В сотворчестве с энергией разных искусств выступает хор, оркестр, художник, дирижер — это уже стало довольно органичным. Мы пошли дальше и поняли, что надо представить в Капелле все виды искусства.

В структуру Центра креативных индустрий входят арт-пространства: дворы Капеллы, зона коворкинга, концертный зал, музей, картинная галерея, камерный зал для экспериментальных программ и кинозал. В локациях Капеллы постоянно реализуются разнообразные творческие проекты, в которых воедино сплелись музыка, живопись, фотография, мода, спорт и кулинария.

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Капелла давно не просто концертный зал со знаменитейшим хором и симфоническим оркестром, а мультикультурное пространство, где одновременно создаются произведения живописи, скульптуры, ароматы, искусство кулинарии… и все под музыку.

Фото: Андрей Добрецов

В презентации Центра креативных индустрий приняли участие председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Дмитриевич Болтин и председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Александрович Соловейчик. Среди гостей присутствовали представители учреждений культуры города, реализующих собственные и совместные творческие проекты. Среди них Ольга Витальевна Гаазе — директор Института культурных программ, с которым Капелла делает креативный проект в рамках инклюзивного творчества «Многомерность культуры», Екатерина Анатольевна Артюшкина — генеральный директор Петербург-концерта, создавшего собственное креативное пространсттво, Ольга Владиславовна Таратынова — директор Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село».

Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Дмитриевич Болтин, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Александрович Соловейчик / Фото: Андрей Добрецов

Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин:

Сегодня в Капелле мы открываем центр креативных индустрий. На базе Капеллы создано отдельное структурное подразделение. Это здорово и приятно. Эти замечательные стыки и переломы внутри культуры могут родить сегодня тот самый уникальный культурный продукт, который может быть востребован. Сегодняшнее мероприятие является замечательным подтверждением, что никакие ограничения в культуре никогда не помешают великой и могучей русской культуре продолжать развитие. Она будет всегда передовой и будет всегда идти в ногу со временем.

Председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга Кирилл Соловейчик:

Чем больше таких центров в нашем городе, тем больше молодых талантливых людей, дизайнеров будет выходить в свет.


Все арт-проекты Капеллы посвящены искусству, вдохновлены им. Познакомимся с некоторыми из них.

Один из ярких уличных проектов — летний Паблик-арт фестиваль «Дворы Капеллы» — демонстрирует уникальные инсталляции и арт-объекты, соединяющие в себе разные направления современного искусства. В этом году фестиваль приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I. Художники создадут арт-объекты, вдохновленные искусством Петровской эпохи.

Фото: пресс-служба Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Много лет Галерея Капеллы знакомит слушателей с современным российским искусством и популяризирует классическое музыкальное наследие. Она сотрудничает с художественными ВУЗами, арт-критиками, историками искусства, сотрудниками музеев, кураторами, коллекционерами, журналистами. Также здесь проводятся выставки, посвященные героическим событиям в истории России, и экспонируются работы победителей детских городских конкурсов.

Экспозиция «Музыка и спорт» предлагает взглянуть на спортсменов и музыкантов по-новому. Непривычные пространства для игры создают новые смыслы.

Проект «Музыка и спорт» / Фото: Алеёна Абрамова

Коллективная выставка «Музыка Весны» в арт-пространстве Капеллы демонстрирует разнообразие взглядов и самобытность подходов к изображению весны. Образы, чувства, смыслы у каждого автора свои, и вместе они складываются в многогранный образ мира.

Фото: Алёна Абрамова

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Мы за это время соединились в арт-коллаборации и с Союзом художников, и с Институтом Штиглица, и с Академией Репина, и с ВХУТЕИНом, с многими художественными вузами, которые специально для нас создают галереи, …оформляют некоторые наши программки,… книжку о кошке Анжелине, чудесную историю, связанную с ангелами Капеллы нам создали в училище Штиглица. Мы соединяем все произведения искусств вместе и рождается высокое искусство. Оно интересно для публики.

Городской культурно-образовательный проект «Город Ангела и Льва» создан Дмитрием Лобановым — известным петербургским художником, доцентом кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, и его студентами. Арт-объекты с петербургскими ангелами можно встретить летом во дворах Капеллы. Также персонажи уже побывали на страницах книг, созданных совместно с Капеллой.

Проект «Город Ангела и Льва» / Фото: Андрей Добрецов

Дмитрий Лобанов, доцент кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица:

Наш проект начался с маленького хулиганства. Мы со студентами Академии Штиглица рисовали на заборах и в подворотнях. Но мы рисовали ангелов. И в какой-то момент людям это понравилось. Они стали нас приглашать к совместным проектам. Так произошло и с Капеллой. В процессе работы мы немножко поменяли формат. Чтобы не нарушать исторический облик фасадов мы стали рисовать фигуры на материалах. В прошлом году, летом, наши ангелы украшали дворы Капеллы. И, параллельно, Капелла обратилась к нам с предложением сделать совместную книгу. Таким образом развивалась графическая часть нашего проекта. Мы издали уже две книги, открытки, календари. А сейчас запускаем свою линейку модной красивой одежды, которая основана на нашей графике. Это ангел-хранитель Петербурга, который решил спуститься с крыш и балюстрад и просто гуляет по городу, пьет кофе, читает книжки, играет на музыкальных инструментах. У него есть друг лев… И на пару сторожат богатство нашего города… Мы проводим целую серию публичных мероприятий. Мы всю зиму ездили по социальным центрам, детским школам, учреждениям культуры, по больницам и вместе с детьми рисовали ангелов и дарили их детям, врачам. В начале сентября мы хотим организовать праздник, который назовем День хранителей Петербурга. Праздник объединит всех тех людей, которые не равнодушны к истории, к сегодняшнему дню и будущему нашего города. И символом этого праздника мы хотели бы сделать нашего ангела. Он по своей природе — музыкант, художник, пишет стихи… Нас с Капеллой связывает любовь нашего героя.

Дмитрий Лобанов, доцент кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица / Фото: Андрей Добрецов

Креативная индустрия включает в себя не только музыку, искусство театра и живопись, но, конечно, дизайн и фешн-дизайн.

Ежегодно в рамках паблик-арт фестиваля «Дворы Капеллы» проходят модные показы. В 2022 году зрители увидят работы «самого интеллигентного дизайнера Санкт-Петербурга» Марины Мировой. В рамках пресс-тура она представила коллекцию «Мелодия моды», вдохновленную разными музыкальными направлениями.

Фото: Андрей Добрецов

Дизайнер Марина Мирова:

Мы очень подходим друг другу. Эти стены замечательные, исторические, безумно красивые и моя коллекция, которая создана… сделать женщину яркой, эффектной, многообразной. Как и Капелла. Мы видим, как они стараются, какие они современные, насколько идут в ногу со временем… Мне хочется подчеркнуть богатый внутренний мир высоко интеллектуальной дамы не зависимо от того, в каком возрасте она находится… Мне хочется вернуть те времена, когда гости театра приходили в достойных одеждах. Стены Капеллы мне очень откликаются.

Татьяна Домбровская, участница проекта «Русская душа», который проходил в рамках фестиваля «Дворы Капеллы», рассказала об истории создания бренда кокошников «Патриотка» и представила новую коллекцию головных уборов «Коко № 5».

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Кокошники — русская традиция и пример креативной индустрии. Они современные, молодежные, креативные.

Дизайнер Татьяна Домбровская:

Я возрождаю то, что давно было забыто, несправедливо. У нас богатая, красивая культура, и она должна жить в современной интерпретации сегодня.

Фото: пресс-служба Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова рассказала о процессе рождения духов и взаимосвязи нот запахов и нот звуков. Коллекция ароматов «А-капелла», вдохносленная концертной площадкой, посвящена певческим голосам. Оксана Чернышова в течение месяца посещала концерты, вдохновлялась, изучала историю Капеллы. Итогом творческого процесса стало создание новых ароматов на сцене Капеллы во время одного из музыкальных вечеров.

Фото: Андрей Добрецов

Оксана Чернышова, президент Гильдии парфюмеров

Откуда в парфюмерии взялись музыкальные термины? Когда мы говорим об ароматах, мы можем использовать прилагательные совершенно разных органов чувств. Мы можем сказать, что аромат голубой или зеленый — это зрение. Мы можем сказать, что аромат шершавый или гладкий — это будет осязание. Но когда доходит дело до обоняния выразить свои чувства трудно… В 1857 году английский парфюмер придумал классификацию, в которой разместил ароматные ноты в порядке возрастания звуковысотности. Исходя из этой классификации появилось четыре аромата, описывающих Капеллу: сопрано, альт, тенор и бас. Вместе они звучат как хор. Это аккорды.

Музыка вдохновляет не только парфюмеров и художников, но и скульпторов. Художник, дизайнер, декоратор, скульптор Alex Ko под аккомпанимент ансамбля создал скульптурный образ Петра Великого.

Скульптор Alex Ko / Фото: Алёна Абрамова

Капелла — хранительница мировых и отечественных шедевров классической и духовной музыки, хорового пения. На экскурсиях можно познакомиться с внутренним убранством органа, узнать об истории Капеллы и современных локациях.

Фото: Андрей Добрецов

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Капелла — богатейшая история. Но рассказывать только об истории Капеллы на сегодняшний день не так модно. Много экскурсий об истории Капеллы рассказывают о ее особенностях, происхождении, рождении этой великой культуры, этого великого хора… У нас в последнее время модны квесты.

Квест «Связь времен» помогает привлечь внимание молодежи к музыкальной культуре. Участники должны составить концертную программу для императорской семьи, благодаря чему познакомятся с известными композиторами и другими деятелями культуры, а также узнают интересные факты о Капелле. На квесте «Призраки прошлого» участники с помощью сканера qr-кодов слушают записи «голосов» Александра III, архитектора Леонтия Бенуа, композиторов и пытаются поймать призраков, обитающих в Капелле. Подобные наработки Капелла использует и в других проектах.

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Недавно в рамках проекта «Музыка ландшафтов» Капелла создавала плейлист для «Доброго субботника».

Творческая лаборатория Капеллы позволяет исследовать современное культурное пространство благодаря воркшопам, посвященным современным тенденциям в культуре.

Одно из наиболее необычных направлений креативной работы — кулинария и музыка.

Фото: Алёна Абрамова

Капелла представляет линейку гастрономических сувениров «Музыкальная сокровищница Капеллы. Вкусы Капеллы». Богатое наследие Императорской придворной певческой капеллы и музыкальные ассоциации позволили разработать уникальные рецепты.

Первая коллекция вкусов посвящена русским композиторам, внесшим неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру и непосредственно в развитие Капеллы: Дмитрию Бортнянскому («Херувимская № 7». Медовые аккорды. Мед-суфле с прополисом), Михаилу Глинке («Руслан и Людмила». Ревень черноморский, цукаты), Милию Балакиреву («Русь», «Таинственная нить». Травяной сбор) и Николаю Римскому-Корсакову (Шехеразада», «Специи Шехерезады». Шоколад на меду). Следующие коллекции в рамках проекта «Музыка и кулинария» будут посвящены покровителям Капеллы, архитектурному декору Капеллы, современной Капелле, 150-летию со дня рождения Рахманинова.

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Музыку и кулинарию первым придумал Бах, когда создал «Кофейную кантату». И мы начали от «Кофейной кантаты» и пришли к проектам «Вкусы Капеллы». Мы изучили, что любили наши композиторы. Мы соединили музыку и кулинарию не только в рассказе о музыке и кухне народов мира, но и представили элементы того, что вы могли бы сейчас попробовать.

Проект «Вкусы Капеллы»: «Императорский букет. Покровители Капеллы» / Фото: Алёна Абрамова

В Капелле реализуются различные креативные проекты. Она постоянно развивается и создает новые музыкальные истории вместе с другими видами искусств.

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова:

Мы всегда помним о своей истории и многие вещи, которые были, возобновили в новом ракурсе. Арт-коллаборации, соединение разных видов искусств было всегда, просто называется по-новому. Но сейчас они создаются еще и с элементами 3D-технологий, учитывая сегодняшнюю жизнь… Мы приглашаем уважаемых слушателей на концерты. Они сопровождаются видеорядом, созданием картин… Это добавит большую возможность услышать саму музыку и погрузиться в ее суть.

Репетиция Хора и Симфонического оркестра Капеллы под управлением маэстро Владислава Чернушенко / Фото: Алёна Абрамова

Кроме богатейшей творческой деятельности, Центр креативных индустрий Капеллы будет оказывать методологическую помощь учреждениям культуры в создании собственных проектов в области культуры. также будет организована работа по подготовке, переподготовке и стажировке работников культуры.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все