Магия старинных марионеток
Репортажи и рецензии

Магия старинных марионеток

С чего начинается любовь к театральному искусству, театральной игре? С детства, когда родители приводят своего ребенка в театр. Очень важно, чтобы первые походы оставили у малыша ощущение праздника и волшебства. На днях я разговорился со своей дочкой об одном спектакле, который мы смотрели вместе. Мы похохотали, вспоминая веселые сцены, а потом она серьезно сказала: «Театр – это место, где все воображаемое реально. Для этого он и существует». Я задумался, как точно и просто маленький человек сформулировал то, о чем театроведы пишут книги.
Открытие выставки в Доме актера на Невском, 86.

Театр марионеток им. Е. С. Деммени как раз то место, где волшебство становится реальностью. Куклы из папье-маше и дерева превращаются в прекрасных сказочных принцев и принцесс, волшебные звери действуют, как люди, а чудеса – обычное дело, без которого театральным магам не обойтись, так же, как не обойтись повару без соли. 

В 2023 году Театр марионеток им. Е.С. Деммени отмечает 125-летие своего основоположника, знаменитого кукольника, о котором Самуил Маршак однажды написал шутливые стихи: «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки – до старости лет не бросает игрушки». Как известно, в каждой шутке только доля шутки. 

Куклы и спектакли Деммени, поставленные им на сцене Театра марионеток, а режиссер поставил 150 (!) кукольных спектаклей, надолго пережили своего создателя. Его творения до сих пор идут в легендарном театре на углу Садовой улицы и Невского проспекта. На них росли еще дедушки тех малышей, что сегодня знакомятся с кукольными героями, испытывая не меньший восторг и счастье от этих встреч. Несмотря на то, что мир изменился, появились мультики, яркие игрушки, гаджеты и прочее и прочее, современные дети и их родители обожают этот театр, потому что марионетка – это настоящее, живое, подлинное и страшно непростое искусство. По-настоящему им владеют единицы актеров-кукольников. Театр марионеток Деммени бережно хранит традицию. 
Фото выставки. Е. С. Деммени с куклой Чарли Чаплина.

К 125-летнему юбилею мастера в Доме актера им. К.С. Станиславского открылась необычная выставка кукол, игравших в спектаклях Евгения Сергеевича. Вы спросите: почему же именно там? И на это есть ответ. Мало кто помнит, что Дом актера в Ленинграде сначала располагался в том же здании на углу Невского и Садовой, что и Театр марионеток. Они были соседями, а первые знаменитые сборные капустники Дома актера проходили на сцене театра Евгения Сергеевича Деммени. Так что эта сцена помнит не только кукол, но и великих драматических, оперных и балетных артистов Ленинграда середины ХХ века. Связи двух культурных институций на Невском проспекте давние. 

Выставка расположилась в Синей и Карельской гостиных Дома актера. При том, что помещения небольшие, кураторам удалось представить очень много старинных марионеток, каждой нашлось свое место, откуда куклы с достоинством вглядываются в посетителей. И это совсем не фигура речи. Действительно, старинные куклы, сделанные руками, жившие на сцене долгие годы, обладают волшебным свойством – кажется, что они живые. 
Петрушка и его друзья.

На открытии актеры театра с удивлением говорили, что когда они увидели кукол на выставке, то заметили: выражения их лиц поменялись, соответственно композиции. У кого-то появилась надменность во взгляде, кто-то лукаво подмигивает старым знакомым, кто-то хохочет, а кто-то наслаждается своей красотой и тем, что висит на самом заметном месте. 

Должно быть, автор «Щелкунчика», старый сказочник Гофман, которого так любили люди Серебряного века, а с ними виновник торжества – Деммени, русские дворянин и офицер, был тесно связан, не просто так в своих новеллах описывал настоящие приключения кукол и театральных масок, чья реальная жизнь соседствует и влияет на жизнь людей. 
Коты с Парижской выставки 1920-х.

Посетить эту выставку стоит не только ради того, чтобы увидеть уникальные игровые марионетки ХХ века. Повезет тем, кто окажется на выставке с экскурсией актрисы Фаины Ивановны Костиной. Совсем юной девушкой она пришла в театр к Деммени, где служит больше полувека. Она расскажет Вам про кукол-котов и об их путешествии на Парижскую выставку в 1920-е годы, да, эти котики помнят довоенный Париж! Или о военных путешествиях кукол из спектакля «Юный Фриц», которые вместе с артистами путешествовали по фронтам Великой отече- ственной, и в конце войны потерялись на Карельском фронте. Актеры и не надеялись их найти, как однажды, уже в Ленинграде, на пороге театра появился сундук с куклами Марии Артюховой, гениальной художницы-скульптора. Марионетки все-таки нашли дорогу домой. Эти и множество других историй можно услышать на выставке. Конечно, пойдет рассказ и о блокаде. Ведь куклы и артисты пережили это страшное время в Ленинграде, продолжая выходить на сцену. В самые трудные, голодные и холодные времена Театр марионеток продолжал свою работу. 

Целый раздел выставки посвящен дружбе двух гениев – Евгения Деммени и Генриха Турнера, именем которого назван знаменитый ортопедический центр в Пушкине. Опять же, не все знают, что актер и врач одними из первых стали использовать кукол в качестве арт-терапии для больных детей. Сам Евгений Сергеевич часто приезжал в больницу Турнера, показывал представления, а после оставался читать детям книги. 
Куклы, вернувшиеся с фронта Великой отечественной.

И, уверен, что наверняка само появление Деммени в тогда еще не настолько известной и легендарной больнице Турнера создавало праздничную атмосферу. Евгений Сергеевич в жизни не был тем самым невидимым кукольником за ширмой. Красивый, породистый человек, настоящий интеллигент и человек искусства, он прекрасно пел, танцевал, знал несколько иностранных языков и при всей своей демократичности и доброте он, как и его куклы, на фоне серой советской действительности тех лет выглядел уникальным бриллиантом, чудом сохранившийся в стране рабочих и крестьян. 

На открытии выставки актеры театра показали собравшимся несколько коротких сценок с марионетками. В одной из них играли влюбленные, Принц и Принцесса. Когда я смотрел на игру актеров и кукол, то думал о том, как сегодняшние дети, привыкшие к виртуальной реальности, воспримут это искусство. В финале сценки влюбленные неожиданно воспарили над бренной землей и соединились в поцелуе. Все сомнения развеялись. Так просто и естественно куклы передали состояние влюбленных, которые, действительно, парят над унылой реальностью, будь то традиционные сказочные герои или, скажем, персонажи картины Марка Шагала. На картинах мы можем ухватить только мгновение этого полета, а в театре волшебным образом увидеть, как они отрываются от земли и парят в воздухе, неуловимые ни для кого.


Текст: Владимир Кантор / фото: Валерий Гордт, Елизавета Никитина
Журнал «Петербургский театрал» | No4 (44) июнь – июль – август 2023 



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Смотреть все