Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» рассказывает о загадочном алхимике
Репортажи и рецензии

19 ноября 2021 года

Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» рассказывает о загадочном алхимике

Фото: Алёна Абрамова

В новых залах Шереметевского дворца 10 ноября открылся выставочный проект «Пять искушений Иоганна Фауста». Вас ждёт интересная экспозиция и дополнительная программа: концерты, спектакли, кинопоказы, мастер-классы, лекции, квесты.

Персонаж Иоганна Вольфганга фон Гёте вобрал в себя все противоречия мира. То он предается созерцанию, то переходит к действию, сейчас он в поиске, но вот уже погрузился в сомнения, его подстерегают искушения, ждут проклятие и оправдание. Выставка стремится показать разные взгляды на немецкого алхимика и философа Иоганна Фауста (прототип героя Гёте). Посетители также узнают, что ставили на первое место в своих интерпретациях этого литературного сюжета великие композиторы.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова

Посетители могут получить бесплатный аудиогид, который в нужный момент заполнит наушники звуками арий и игрой оркестров. Выставка знакомит с пятью классическими музыкальными композициями, посвященными философской трагедии Гёте.


Гектор Берлиоз изобразил в драматической легенде «Осуждение Фауста» романтического героя, обречённого на страдания. Душа его раздираема противоречиями.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова


Герой «Фауст-симфонии» Ференца Листа — личность, полная благородных стремлений, созидательная и мужественная, но сомневающаяся и совершающая ошибки.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова


Опера Шарля Гуно «Фауст» посвящена истории любви Фауста и Маргариты. Женский образ выведен на первый план.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова


Опера Арриго Бойто «Мефистофель» посвящена духу отрицания и разрушения, соблазняющему философа. Здесь Фауст — грешник, прощенный по воле божественного милосердия.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова


В кантате Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» главный герой не учёный, а человек, ведущий свободный образ жизни. В сделку с дьяволом он вступает из простого любопытства и жажды удовольствия, в итоге терпя крах и унижение.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова


Выставка представляет не только мировое музыкальное наследие. Для передачи атмосферы в залах демонстрируются произведения старых мастеров, академическое искусство и работы современных художников. В экспозицию вошли объекты из инсталляции «Фауст» Андрея Бартенева, видео-арт группы AES+F «Пир Трималхиона», аудиовизуальный перформанс Марины Алексеевой и Владимира Раннева, кинетические объекты Инженерного театра АХЕ, работы из Marina Gisich Gallery, DiDi Gallery, Anna Nova Gallery.

Фото: Алёна Абрамова

Фото: Алёна Абрамова

В специальных зонах можно послушать записи мнений о докторе Фаусте и произведениях Гёте. Своими мыслями поделились студенты мастерской Александра Сокурова, снявшего «Фауста» в 2011 году, поэт Ваня Пинженин и участники его музыкального проекта «Простывший пассажир трамвая № 7», иерей Русской православной церкви Илия Макаров, философ Богдан Фауль, искусствовед Иван Чечот.

Фото: Алёна Абрамова

Темы, затронутые в бессмертном трактате Гёте, остро отзываются в современной научной, художественной, философской и религиозной мысли. Жажда бессмертия и биохакинг, стремление к всезнанию и искусственный интеллект, погоня за вечной молодостью и социальные сети — эти и многие другие вопросы станут основой для дискуссий в рамках обширной просветительской программы вокруг выставки.

Фото: Алёна Абрамова

Альфред Шнитке: «В образе Фауста соединились полярные качества человеческой натуры — божественный огонь природных талантов и бездарная погоня за властью и наслаждениями, величие и чистота помыслов и кощунственное любопытство к злу и грязи, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными этим порывом. Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду».

Масштабный проект входит в программу Международного фестиваля «Дягилев. P. S.» и продлится до 27 марта 2022 года.

В создании выставки приняли участие Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Русский музей, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Эрмитаж, Музей истории религии, Музей-заповедник «Павловск», Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, Белгородский художественный музей.

Фото: Алёна Абрамова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все